Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-65/2021 (УИД: 38RS0014-01-2020-000398-90) по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, по кассационному представлению прокурора Иркутской области Ханько А.В. на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" обратился в суд с иском к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что в должности заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района (далее также - РОО) с 10 октября 2019 г. состоит Иванов А.Л.
В структуру отдела образования входит муниципальное бюджетное учреждение Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, которое с 14 апреля 2015 г. возглавляет Иванова Е.В, которая на момент проведения проверки приходилась Иванову А.Л. супругой. С 1 сентября 2007г. должность директора МКОУ "Ульканская ООШ N 1", функции и полномочия учредителя которого осуществляет отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, занимает Рыкова В.А, которая приходится Ивановой Е.В. матерью. На основании приказов заведующего РОО Ивановой Е.В. в октябре, ноябре, декабре 2019 года, феврале, марте 2020 года выплачивалась премия в сумме одного должностного оклада в размере 5 426 руб. Таким образом, директор МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, директор МКОУ "Ульканская ООШ N 1" находятся в подчинении заведующего РОО Иванова А.Л.
Поскольку в прокуратуру сведения о принятии Ивановым А.Л. мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении супруги, матери супруги, не представлены, имеет место нарушение требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции.
Прокуратурой в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района внесено представление. Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16 апреля 2020 г. к Иванову А.Л. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Прокурор полагает, что применённая мера ответственности не соответствует тяжести правонарушения, которое, по его мнению, должно влечь увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурором Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г.
Мэром Казачинско-Ленского муниципального района, Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района, Ивановым И.Л. на кассационное представление принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, в письменных возражениях на кассационное представление, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационное представление подлежащим удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 10 октября 2019 г. N Иванов А.Л. назначен заведующим отделом образования с 10 октября 2019 г.
Согласно распоряжению о приёме работника на работу от 10 октября 2019 г. Nл, Иванов А.Л. назначен на должность с 10 октября 2019 г. на срок полномочий мэра района Швецова С.В. Условия приёма на работу, характер работы: муниципальная служба - главная муниципальная должность.
Из трудового договора N от 10 октября 2019 г, заключённого между Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района в лице мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В, с одной стороны, и Ивановым А.Л, с другой стороны, следует, что последний обязан уведомлять в письменной форме мэра района о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" и другими федеральными законами (пункты 2.1.5, 2.1.7 Трудового договора).
Абзацем вторым пункта 1.5 Положения об отделе образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утверждённого решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29 ноября 2011 г. N 290, отдел образования от имени муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей, утверждает их уставы; осуществляет финансирование подведомственных ему учреждений в пределах утвержденного бюджета с момента поступления финансирования; осуществляет взаимодействие с данными учреждениями на основании заключенных договоров между учредителем и образовательным учреждением; осуществляет функции работодателя в отношении руководителей подведомственных учреждений.
В силу пункта 4.2.9 Положения заведующий отделом образования назначает и освобождает от должности руководителей учреждений, в том числе заключает с руководителями трудовые договоры, привлекает их к дисциплинарной ответственности и поощряет, оформляет замещение временно отсутствующих руководителей учреждений, оформляет отпуска, командировки и др.
Постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Абраменко А.С. от 22 января 2018 г. N в структуру отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района внесены изменения, вступающие в законную силу с 1 января 2018 г. В структуру Отдела входили, в частности, МБУ "ТРЦ", МКОУ "Ульканская СОШ N 1".
Согласно постановлению Администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 6 декабря 2019 г. N "О внесении изменений в структуру отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района" в структуру отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района входят МБУ Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, дошкольные образовательные учреждения.
Приказом N заведующего РОО Сафоновой Г.И. от 31 августа 2007 г, Иванов А.Л, директор МОУ "Ульканская основная общеобразовательная школа N 1", освобождён от занимаемой должности директора с 1 сентября 2007 г, Рыкова В.А. назначена директором МОУ "Ульканская основная общеобразовательная школа N 1" с 1 сентября 2007 г.
По условиям трудового договора N с руководителем муниципального казённого учреждения от 16 февраля 2015 г, заключённого отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с Рыковой В.А, назначенной на должность директора Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Ульканская основная общеобразовательная школа N 1", трудовой договор заключён на неопределённый срок.
В силу пункта 1.2 должностной инструкции директора школы, с которой Рыкова В.А. ознакомлена 4 марта 2015 г, директор школы непосредственно подчиняется заведующему отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Директор школы в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО (учредителем образовательной организации) (пункт 1.4 должностной инструкции).
Как следует из пункта 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утверждённого заведующим отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, приказ от 2 января 2015 г. N, учредителем Учреждения является муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район".
Функции Учредителя за исключением принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения осуществляет отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 3.8 Устава руководство Учреждением осуществляет назначенный Учредителем и прошедший соответствующую аттестацию руководитель. Руководитель назначается и освобождается от должности в порядке, установленном законодательством.
Как усматривается из приказа заведующего РОО от 13 апреля 2015 г. N, Иванова Е.В, имеющая высшее педагогическое образование, назначена на должность директора Муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр с 14 апреля 2015 г.
В силу трудового договора N от 13 апреля 2015 г, заключённого отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района (Работодатель) с Ивановой Е.В. (Работником), урегулированы отношения между работодателем и работником, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности директора муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр. Настоящий трудовой договор заключён на неопределённый срок. Руководитель приступает к исполнению обязанностей с 14 апреля 2015 г.
Пунктом 1.2 должностной инструкции директора МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, утверждённой приказом РОО от 4 марта 2015 г. N, предусмотрено, что директор ТРЦ непосредственно подчиняется заместителю заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 1.4 должностной инструкции директор ТРЦ назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО по представлению заместителя заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
20 марта 2020 г. прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. внесено представление N(а)-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции в связи с нахождением в подчинении заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова А.Л. директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ (Иванова Е.В. приходится супругой), директора МКОУ "Ульканская ООШ N" (Рыкова В.А. - мать супруги); непредставлением сведений о принятии Ивановым А.Л. мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении указанных лиц; непредставлением мэром района информации о принятых мерах к урегулированию конфликтов интересов.
Из ответа мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 22 апреля 2020 г. на представление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 20 марта 2020 г. следует, что заведующий отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванов А.Л. за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Пунктом 2 Положения о порядке сообщения представителю нанимателя (работодателю) муниципальными служащими администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предусмотрено, что муниципальный служащий обязан сообщить представителю нанимателя (работодателю) обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в течение 2 рабочих дней с момента, когда ему стало известно о её возникновении.
В силу пункта 4 Положения невыполнение муниципальным служащим служебной обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из уведомления заведующего отделом образования Иванова А.Л. в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 24 марта 2020 г, последний сообщает о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности: прямое подчинение: Иванова Е.В. (супруга) является директором МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения), Рыкова В.А. (мать супруги) - директором МКОУ "Ульканская общеобразовательная школа N 1" (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения). Данные руководители приняты на должности до его назначения на должность заведующего РОО. Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: разрыв личностных отношению по обоюдному согласию супругов, расторжение брака.
Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 24 марта 2020 г. N заведующему отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванову А.Л. до урегулирования конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей предписано не принимать единоличных управленческих решений, в которых имеется личная заинтересованность, которые могут привести к конфликту интересов, в отношении директора МБУ "Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр" Ивановой Е.В, директора МОУ "Ульканская общеобразовательная школа N 1" Рыковой В.А. В случае необходимости управленческие решения в отношении указанных лиц принимать коллегиально.
С распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 24 марта 2020 г. N заведующий РОО Иванов А.Л. ознакомлен 24 марта 2020 г.
На основании распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 9 апреля 2020 г. Nк заведующему отделом образования Иванову А.Л. за период работы с 10 октября 2019 г. по 9 октября 2020 г. предоставлен отпуск на 25 календарных дней с 13 апреля 2020 г. по 8 мая 2020 г.
Из объяснительной заведующего РОО Иванова А.Л. по факту несвоевременного уведомления работодателя о возможности конфликта интересов от 10 апреля 2020 г. следует, что за время работы в должности действий, позволяющих квалифицировать как конфликт интересов, не совершал. Учреждения, согласно структуре отдела, должностным обязанностям, возложенным на заместителя заведующего, находятся в прямом подчинении заместителя. С начала 2019 года он находится в процессе расторжения брака с Ивановой Е.В. Управленческие решения в отношении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В, директора МКОУ "Ульканская ООШ N 1" Рыковой В.А, которые привели бы к получению ими доходов в виде денег или каких-либо преимуществ, не принимал.
Как следует из протокола N заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 10 апреля 2020 г, Комиссия признала, что при исполнении муниципальным служащим заведующим отделом образования Ивановым А.Л. должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов, так как директор МБУ "Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр" Иванова Е.В, директор МКОУ "Ульканская общеобразовательная школа N 1" Рыкова В.А, находящиеся с ним в родстве (свойстве), подотчётны и подконтрольны ему. Заведующему отделом образования Иванову А.Л. рекомендовано принять меры по недопущению конфликта интересов до завершения процедуры расторжения брака с Ивановой Е.В. Мэру Казачинско-Ленского муниципального района Швецову С.В. рекомендовано привлечь заведующего отделом образования Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для применения к заведующему отделом образования Иванову А.Л. дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, поскольку Иванов А.Л. исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При этом приняты во внимание информация заведующего отделом делопроизводства, контроля и кадров Тетериной О.С, пояснения заведующего отделом образования Иванова А.Л, принятые им меры. Необходимость рекомендовать мэру Казачинско-Ленского муниципального района принимать дополнительные меры, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, отсутствует.
Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 16 апреля 2020 г. Nк, за нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, учитывая тяжесть совершённого дисциплинарного проступка, уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит и может привести к конфликту интересов, представленное Ивановым А.Л. 24 марта 2020 г, к заведующему отделом образования Иванову А.Л. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное уведомление представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Как усматривается из записей актов о заключении брака N от ДД.ММ.ГГГГ, о расторжении брака N от ДД.ММ.ГГГГ, брак Иванова А.Л. и Ивановой Е.В. (до заключения брака - Рыковой), заключённый 4 февраля 1989 г, прекращён 6 мая 2020 г. на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из записи акта о рождении N от 4 ноября 1969 г, сделанной Мартыновским сельским Советом депутатов трудящихся Казачинско-Ленского района Иркутской области, Рыкова В.А. приходится матерью Рыковой Е.В, родившейся ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что согласно представлениям заместителя заведующего РОО Эйвазовой А.П. от 28 октября 2019 г, 28 ноября 2019 г, 20 декабря 2019 г, 30 января 2020 г, 25 февраля 2020 г, 3 апреля 2020 г. в адрес заведующего РОО Иванова А.Л. директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. ежемесячное денежное поощрение следует выплатить в размере 100% должностного оклада.
Как усматривается из приказов (распоряжений) о поощрении работника от 28 октября 2019 г. N, от 28 ноября 2019 г. N, от 20 декабря 2019 г. N, от 25 февраля 2020 г. N, от 3 апреля 2020 г. N, от 22 мая 2020 г. N, подписанных заведующим РОО Ивановым А.Л, директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. по результатам работы за октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, март 2020 года, май 2020 года подлежит выплате премия в размере одного должностного оклада (каждый раз).
Из объяснительной инспектора по кадрам РОО Чубукиной М.П. от 18 февраля 2021 г. следует, что в приказах о поощрении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. ею ошибочно указывалось о выплате премии, вместо ежемесячного денежного поощрения (на это обстоятельство также в объяснительной указала бухгалтер РОО Тимошенко С.П.).
В подтверждение факта выплаты директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада стороной ответчика суду представлены расчётные листы за 2019 год, январь - февраль 2020 года, из содержания которых усматривается, что работнику ежемесячно, помимо ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада, выплачивалась премия по результатам работы в размере 25%.
Основаниями для выплаты премии в размере 25% должностного оклада являлись приказы директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. (ежемесячно), издаваемые на основании Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утверждённого приказом директора Учреждения Ивановой Е.В. от 27 декабря 2017 г. N, согласованного заведующим РОО Игнатко С.Д.
Полагая, что мэром Казачинско-Ленского района, признавшим факт несоблюдения Ивановым А.Л. обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, требования закона об увольнении служащего в связи с утратой доверия проигнорированы, неправомерно принято решение о наложении иного взыскания в виде замечания, прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и отказывая прокурору Казачинско-Ленского района Иркутской области, обратившегося в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", в удовлетворении исковых требований к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для принятия решения об увольнении Иванова А.Л. в связи с утратой доверия, при принятии решения о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде замечания приняты во внимание все необходимые обстоятельства, применённое взыскание соразмерно проступку.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Ивановым А.Л. представлено в адрес представителя нанимателя (хоть и с нарушением срока) уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. В этой связи допущенный муниципальным служащим дисциплинарный проступок нельзя квалифицировать как непринятие муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что обстоятельства дела не свидетельствуют о возникновении в период службы Иванова А.Л. ситуаций, при которых он должен был принять или принял самостоятельные решения в отношении бывшей супруги и её матери, назначенных на руководящие должности в подконтрольные отделу учреждения до назначения истца заведующим. С учётом потенциальной возможности возникновения таких ситуаций, в которых личная заинтересованность может повлиять на действия муниципального служащего, Иванов А.Л. уведомил представителя нанимателя о рассматриваемых обстоятельствах. Родственные отношения между Ивановым А.Л. и Ивановой Е.В, Рыковой В.А. прекращены. С учётом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что требуемая истцом мера дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия - являлась бы неоправданной и чрезмерной.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении материального права к спорным отношениям, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ). Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьёй 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приёме на работу на должности муниципальной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
В соответствии со статьёй 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Из материалов дела следует, что Иванов A.Л. с 10 октября 2019 г. состоит в должности заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, являющегося учредителем муниципального МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, возглавляемого с 14 апреля 2015 г. супругой Иванова А.Л. - Ивановой Е.В, а также МОУ "Ульканская общеобразовательная школа N 1", директором которого является мать Ивановой Е.В. - Рыкова В.А.
Представленными в материалы дела доказательствами, в частности трудовыми договорами, должностными инструкциями, Положением об отделе образования администрации Казачинско - Ленского муниципального района, подтверждается, что Иванова Е.В. и Рыкова В.А. в своей деятельности непосредственно подчиняются заведующему отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района - Иванову А.Л, который полномочен принимать в отношении указанных лиц организационно - распорядительные функции: назначать и освобождать их от должности, привлекать к дисциплинарной ответственности, поощрять, оформлять отпуска, командировки и др.
Уведомлением от 24 марта 2020 г. Иванов А.Л. сообщил работодателю о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, указав, что в его прямом подчинении находятся супруга и мать супруги. В качестве меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов предложил расторжение брака по обоюдному согласию супругов.
Также в своём объяснении по факту несвоевременного уведомления работодателя о возможности конфликта интересов Иванов А.Л. указал, что за время работы в должности действий, которые могут быть квалифицированы как конфликт интересов, не совершал, управленческие решения, которые привели бы к получению доходов в виде денег или каких-либо преимуществ, не принимал.
Делая вывод о том, что представленное Ивановым А.Л. с нарушением срока уведомление в адрес представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, нельзя квалифицировать как непринятие муниципальным служащим необходимых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки тому обстоятельству, что Ивановым А.Л. указанное направление направлено только 24 марта 2020 г, после направления представления прокурора от 20 марта 2020 г, несмотря на то, что Иванов А.Л. занимает должность заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с 10 октября 2019 г, на момент поступления на муниципальную службу находился в зарегистрированном браке с Ивановой Е.В. (с 4 февраля 1989 г.), занимавшей должность директора МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, функции учредителя которого за исключением принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения осуществляет отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района. Также директором МОУ "Ульканская ООШ N 1" является мать супруги Ивановой Е.В. - Рыкова В.А, функции учредителя данного учреждения осуществляет также отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Таким образом, в подчинении заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова А.Л. находится директор МКОУ "Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр" и директор МКОУ "Ульканская ООШ N 1".
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплена обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только ему станет об этом известно.
В соответствии с пунктом 2.1.5 трудового договора N от 10 октября 2019 г. Иванов А.Л. обязан уведомлять в письменной форме мэра района о личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Вместе с тем, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Иванов А.Л, заступая на муниципальную должность, исполняя свои обязанности с 10 октября 2019 г, при указанных обстоятельствах, не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, вплоть до внесения прокурором Казачинско-Ленского района представления об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции.
При этом доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих Иванову А.Л. выполнить возложенную на него антикоррупционным законодательством обязанность, либо делающих невозможным материалы дела не содержат.
Однако, Иванов А.Л, обладая соответствующими полномочиями, в том числе по назначению и освобождению руководителей учреждений, входящих в структуру отдела образования Казачинско-Ленского муниципального района, привлечения их к дисциплинарной ответственности и поощрении, оформлении отпуска, командировок и др, тем самым участвует в решении кадровых, финансовых и иных вопросах деятельности учреждений.
Как следует из материалов дела, на основании приказов (распоряжений) о поощрении работника от 28 октября 2019 г. N, от 28 ноября 2019 г. N, от 20 декабря 2019 г. N, от 25 февраля 2020 г. N, от 3 апреля 2020 г. N, от 22 мая 2020 г. N, подписанных заведующим РОО Ивановым А.Л, директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ Ивановой Е.В. по результатам работы за октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, март 2020 года, май 2020 года производилась выплата премии в размере одного должностного оклада.
При этом в соответствии с Положением об оплате труда работников МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра размер ежемесячного денежного поощрения директору ТРЦ устанавливается приказом заведующего отделом образования. Размер премии директору ТРЦ также определяется приказом заведующего отделом образования.
Следовательно, возможность самостоятельного принятия заведующим отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Ивановым А.Л. решения об установлении размера ежемесячного денежного поощрения своей супруге Ивановой Е.В, занимающей должность директора МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, влекущая получение супругой доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий, следовательно, требует соблюдения таким должностным лицом предусмотренных законом обязанностей и ограничений, в том числе по направлению работодателю уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.
Таким образом, Иванов А.Л. осуществляя организационно - распорядительные действия в отношении учреждений, входящих в структуру отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, в том числе в отношении МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра, МКОУ "Ульканская ООШ N 1", директорами которых являются супруга Иванова А.Л. и её мать Рыкова В.А, которые в своей деятельности подотчётны и подконтрольны заведующему отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, не мог не знать, что данное обстоятельство предполагает наличие у него личной заинтересованности, что могло привести к конфликту интересов.
Как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Согласно части 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Принимая во внимание в качестве принятых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов расторжение брака между Ивановым А.О. и Ивановой Е.В, суды не дали надлежащей оценки тому обстоятельству, что брак расторгнут между супругами только после направления представления прокурором, при этом в подтверждение сохранения между Ивановым А.Л. и Ивановой Е.В. фактической семейной связи истцом представлены справка с места жительства, характеристика из отдела полиции МО МВД РФ "Усть-Кутский" дислокация п. Магистральный, объяснения соседей, отобранные пом. УУП ОП МО МВД России "Усть-Кутский" сержантом полиции Стрекаловским В.С, относительно характера совместного проживания супругов после расторжения брака, табели учёта рабочего времени, свидетельствующие об одновременном использовании ими ежегодного отпуска, сведений о совместных поездках супругов на личном транспорте Иванова А.Л. То есть не оценена вероятность формального разрыва семейных отношений, необходимость вынужденного создания видимости развода в условиях угрозы негативных последствий по службе.
В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальный служащий подлежат увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Закона.
В свою очередь указанные нормы являются императивными и не предоставляют представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего возможности применить иную меру ответственности.
Также суды первой и апелляционной инстанции оставили без внимания, что во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утверждённых Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 г. N, от 29 июня 2018 г. N, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 г. N) (далее также - Рекомендации).
В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Так, в ситуации, когда по результатам проведённой проверки установлен факт наличия у должностного лица конфликта интересов, то есть доказано наличие обстоятельств, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и должностное лицо не уведомило о конфликте интересов, когда ему стало известно, применение мер ответственности к должностному лицу необходимо осуществлять с учётом нижеследующего.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов необходимо учитывать следующие критерии:
а) характер и тяжесть правонарушения (в том числе негативные последствия, наступившие в результате правонарушения);
б) обстоятельства, при которых совершено правонарушение;
в) полнота, своевременность и добросовестность самостоятельно принятых мер по уведомлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
г) соблюдение должностным лицом других запретов и ограничений, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
д) предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих полномочий.
Решение об увольнении в связи с утратой доверия рекомендуется применять при достоверно установленных обстоятельствах, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и неуведомлении о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения.
При разрешении спора по исковым требованиям прокурора приведенные выше нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и положения Методических рекомендаций, определяющие условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания в виде увольнения со службы за несоблюдение им требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, судом к спорным отношениям применены неправильно.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учётом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований прокурора, возражений ответчиков относительно иска и приведённых выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление обстоятельств нахождения либо ненахождения Иванова А.Л. в ситуации конфликта интересов и, если таковой имел место, принятие Ивановым А.Л. мер к его предотвращению или урегулированию. Для этого суду следовало выяснить: обладал ли Иванов А.Л. в соответствии с должностной инструкцией по занимаемой им должности заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций по принятию кадровых решений в порядке подчинённости в отношении директора МБУ Казачинско-Ленского территориального ресурсного центра Ивановой Е.В. (супруги) и директор МКОУ "Ульканская ООШ N 1" Рыковой В.А. (мать супруги); имелись ли в действиях Иванова А.Л. признаки, свидетельствующие о его личной заинтересованности в работе его свойственников; своевременность и добросовестность самостоятельно принятых Ивановым А.Л. мер по уведомлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов; причины, по которым Иванов А.Л. не уведомлял мэра района о возможности возникновения конфликта интересов между ним и названными лицами при прохождении муниципальной службы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для утраты доверия к муниципальному служащему Иванову А.Л. и соразмерности применённой к нему меры дисциплинарного воздействия в виде замечания не могут быть признаны соответствующими нормам материального права вследствие неправильного определения и неполного установления юридически значимых обстоятельств, противоречат закреплённому в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В связи с изложенным обжалуемое решение суда и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции, апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть всё приведённое выше и разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, обстоятельств, установленных по делу, и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.