Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1183/2020, УИД 54RS0009-01-2020-000818-53 по иску Григоренко Игоря Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Новосибирска (межрайонное) о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григоренко Игорь Викторович (далее по тексту - Григоренко И.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Новосибирска (межрайонное) (далее по тексту - УПРФ в Советском районе города Новосибирска (межрайонное), ответчик) о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований Григоренко И.В. указал, что решением УПФР в Советском районе г..Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г..N г..ему отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком добровольно зачтены в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 26 августа 1981 г..по 30 июня 1998 г..(за исключением отдельных периодов) общей продолжительностью 14 лет 3 месяца 13 дней. Ответчиком не засчитан в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, период его работы в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998г. по 3 ноября 2003 г..продолжительностью 5 лет 4 месяца 3 дня. Данный период исключен ответчиком в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы в районах Крайнего Севера и отсутствием платежей по страховым взносам. Между тем в его трудовой книжке имеется запись под N о приёме на работу на должность коммерческого директора ЗАО "Дарья" с указанием основания приёма на работу. Также им представлен трудовой договор от 4 мая 1997 г, в соответствии с которым место его работы удалено от места нахождения самой организации-работодателя, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Дата начала работы - 4 мая 1997 г, трудовой договор заключён на неопределённый срок. Полагает, что работник является экономически слабой стороной, он лишён возможности проверять сведения, предоставляемые работодателем в различные компетентные органы, повлиять на их содержание, своевременно их оспаривать. Считает, что записи в его трудовой книжке, внесённые в неё в установленном порядке, являются достаточными доказательствами работы полный рабочий день в особых условиях, а соответствующие периоды подлежат зачёту в стаж, дающий право на назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Сведений о его совместительстве, о работе в режиме неполного рабочего времени в материалах пенсионного дела, в трудовой книжке и иных документах не содержится. В спорный период он постоянно проживал и был зарегистрирован в п. Энергетик г..Братска Иркутской области, в связи с чем, работу осуществлял в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом ответчик добровольно учитывает часть периода его работы в ЗАО "Дарья" на основании одних и тех же документов, имеющихся в пенсионном деле. На основании поступивших ответов ответчик самостоятельно установил, что за период с 1 июля 1998 г..по 3 ноября 2003 г..заработная плата и страховые взносы ЗАО "Дарья" не начислялись и не выплачивались. Вместе с тем ответчик не учёл, что до 30 июня 2000 г..на него работодателем предоставлялись сведения (индивидуального) персонифицированного учёта. Также ответчик указывает, что в представленных на него сведениях до 30 июня 2000 г..не указан код территориальных условий. Вместе с тем коды территориальных условий, коды особых условий труда, дополнительные тарифы были введены лишь с 1 января 2013 г..Федеральным законом от 3 декабря 2012 г..N 243-Ф3. Кроме того, неисполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению. в компетентные органы надлежащих и достоверных отчётов не может служить основанием для ущемления прав работника. Полагает, что период работы истца в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998 г..по 3 ноября 2003 г..подлежит зачёту в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии подпунктом 6 пункта 1статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме того, считает, что указанный период подлежит зачёту в страховой стаж в льготном исчислении как 1 год за 1год 6 месяцев.
Помимо этого, по мнению истца, ответчиком неверно исчислен период его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 11 апреля 1985 г..по 3 апреля 1987 г..Ответчиком данный период исчислен как 1 год 11 месяцев 23 дня, а должен быть исчислен как 1 год 11 месяцев 24 дня. В льготном исчислении данный период ответчиком исчислен как 2 года 11 месяцев 20 дней, тогда как должен быть исчислен как 2 года 11месяцев 21 день. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Григоренко И.В. просил суд обязать ответчика зачесть в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г.; исчислить период его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г, продолжительностью 1 год 11 месяцев 24 дня; обязать ответчика зачесть в его страховой стаж период работы с 1 июля 1998г. по 3 ноября 2003 г. в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев); исчислить в страховом стаже его период работы с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. в льготном исчислении продолжительностью 2 года 11 месяцев 21 день; признать незаконным решение ответчика от 25 февраля 2020 г. N об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с 20 января 2020 г.
Решением Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020 г, исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N об отказе в досрочном назначении Григоренко Игорю Викторовичу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в страховой стаж Григоренко Игоря Викторовича в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить Григоренко Игорю Викторовичу страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 января 2020 г.
Определением Советского районного суда г. Новосибирска от 11 августа 2020 г. исправлена описка в дате, с которой Григоренко И.В. следует назначить пенсию, указано с 20 января 2020 г, вместо верного с 14 февраля 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным решения УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N в части невключения периода трудовой деятельности с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. и отказа в назначении страховой пенсии с 20 января 2020 г. Григоренко И.В. и включении данного периода трудовой деятельности в страховой стаж и назначении пенсии с 14 февраля 2020 г, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 г. апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г, занесённым в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г. решение Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области) ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г. в части удовлетворения исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Григоренко И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе персонифицированного учёта ДД.ММ.ГГГГ
20 января 2020 г. Григоренко И.В. обратился в УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) N от 25 февраля 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии Григоренко И.В. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из решения пенсионного органа следует, что по нормам действующего законодательства в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы с 26 августа 1991 г. по 14 октября 1982 г. (1 год 1 месяц 19 дней) в Автохозяйстве ГЗО г. Братска Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. (1 год 11 месяцев 23 дня) в БратскГэстрой г. Братска Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 4 апреля 1987 г. по 13 августа 1987 г. (4 месяца 10 дней) в Братском ЛЗУ совхоза "Еленовский" в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 14 августа 1987 г. по 30 сентября 1992 г. (5 лет 1 месяц 17 дней) в Управлении механизации экскаваторно-тракторных работ Братскгэсстроя в г. Братске Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 октября 1992 г. по 7 апреля 1997 г. (4 года 6 месяцев 7 дней) в ГПО Братскгэстрой в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 4 мая 1997 г. по 30 июня 1998 г. (1 год 1 месяц 27 дней) в ЗАО "Дарья" в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья", поскольку ЗАО "Дарья" представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 2000 г. без указания кода территориальных условий, при этом отсутствуют сведения о заработке за весь указанный период; индивидуальные сведения за период с 1 июля 2000 г. по 3 ноября 2003 г. отсутствуют; финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "Дарья" не велась с 1 июля 2000 г.; за период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. заработная плата и страховые взносы в ЗАО "Дарья" не начислялись и не выплачивались.
По представленным документам продолжительность стажа Григоренко И.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 14 лет 3 месяца 13 дней при требуемом стаже 20 лет, страховой стаж составил 20 лет 4 месяца 1 день при требуемом стаже не менее 25 лет при установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В стаж на соответствующих видах работ в связи с работой на Крайнем Севере с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в соответствии со статьёй 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также включены вышеуказанные периоды, за исключением периода работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья" по основаниям, указанным выше.
Все вышеуказанные период включены в страховой стаж истца с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в соответствии со статьями 89, 91 и 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в льготном (полуторном) размере, за исключением периода с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. (5 лет 4 года 3 месяца) в ЗАО "Дарья".
Продолжительность стажа Григоренко И.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии со статьёй 14 Закона от 20 ноября 1990 г. составляет 14 лет 3 месяца 13 дней, при требуемом стаже 20 лет, страховой (общий трудовой) стаж составляет 29 лет 5 месяцев 18 дней при требуемом стаже не менее 25 лет при установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Величина индивидуального пенсионного коэффициента Григоренко И.В. составляет 45, 939.
Имеющийся стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 14 лет 3 месяца 13 дней даёт право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в возрасте 56 лет 8 месяцев, который в соответствии с положениями, предусмотренными приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, увеличивается на 36 месяцев.
Согласно записям в трудовой книжке Григоренко И.В. 4 мая 1997 г. принят в ЗАО "Дарья" на должность коммерческого директора на основании приказа Nдк от 4 мая 1997 г, уволен по собственному желанию 3 ноября 2003 г... на основании приказа N-К от 3 ноября 2003 г.
В подтверждение работы в ЗАО "Дарья" истцом представлена копия трудового договора от 4 мая 1997 г. в соответствии с которым Григоренко И.В. принят на работу в ЗАО "Дарья" на должность коммерческого директора с правом подписи по доверенности для согласования и выполнения бартерных договоров в г. Братск Иркутской области (пункт 1.1); работник выполняет трудовую функцию удалённо, в Иркутской области, г. Братск, МКС (пункт 1.2); рабочее место располагается по адресу: Иркутская область, г. Братск, п. Энергетик, ул. Приморская, 33 Б-501, МКС (пункт 1.3); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается за каждый выполненный договор - 5% от суммы договора. Дополнительно - 2% надбавка за работу в МКС (пункт 4.1).
По сообщению МУ МВД России "Братское) Григоренко И.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Приморская, 33Б-501 в период с 3 января 1990 г. по 3 апреля 2002 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Григоренко И.В. требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что факт работы Григоренко И.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в указанный период подтверждается совокупностью представленных доказательств.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что документальным подтверждением работы истца в спорный период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является трудовая книжка истца, трудовой договор от 4 мая 1997 г, ответ МУ МВД России "Братское" о проживании истца на территории г. Братска, также суд принял во внимание пояснения самого истца и свидетельские показания бывшего директора ЗАО "Дарья".
Также суд первой инстанции исходил из того, что период работы истца в ЗАО "Дарья" в должности коммерческого директора с 4 мая 1997 г. по 30 июня 1998 г. зачтён пенсионным органом в бесспорном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ЗАО "Дарья" предоставляло сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на истца с 1 января 1999 г. по 30 июня 2000 г, а сам по себе факт неуплаты ЗАО "Дарья" страховых взносов, по мнению суда первой инстанции, не может является основанием для ограничения пенсионных прав Григоренко И.В.
С учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П и на основании абзаца 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период работы в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. подлежит включению в страховой стаж истца в льготном (полуторном) исчислении стажа (1 год за 1 год 6 месяцев), в связи с чем продолжительность стажа Григоренко И.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составит более 20 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд первой инстанции, установив, что Григоренко И.В. достиг возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ, пришёл к выводу о том, что у истца возникло право на получение досрочной страховой пенсии с 14 февраля 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Григоренко И.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 20 января 2020 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьёй 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности, а также специального стажа работы в определённых условиях связывается и право отдельных работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К числу таких работников пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" отнесены мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Согласно пункту 10 названных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Следовательно, письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы являются надлежащими доказательствами периодов работы, включаемых в страховой стаж.
Пунктом 43 указанных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно подпункту 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счёта застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованию Григоренко И.В. о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта работы Григоренко И.В. с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в качестве коммерческого директора в ЗАО "Дарья" в г. Братске Иркутской области и достоверности отражения данных о периоде работы Григоренко И.В. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта.
Ошибочна и ссылка судебных инстанций на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" в обоснование вывода о наличии оснований для включения периода работы Григоренко И.В. с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в качестве коммерческого директора в ЗАО "Дарья" в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определённые периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчёте) трудовой пенсии размер её страховой части.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учётом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учётом предшествовавшей её назначению (перерасчёту) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится её перерасчет), за счёт средств федерального бюджета.
Между тем, как следует из материалов дела Григоренко И.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 23 апреля 1999 г, согласно выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица сведения о периоде работы истца в ЗАО "Дарья" с 4 мая 1997 г. по 31 декабря 2001 г. отражены без кода территориальных условий.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, кроме трудового договора и трудовой книжки, подтверждающие выполнение работы Григоренко И.В. в качестве коммерческого директора на территории г. Братска, отнесённой к районам Крайнего Севера и дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении работы Григоренко И.В. на территории, приравненной к районам Крайнего Севера не представлялись, суду следовало в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предложить Григоренко И.В. представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение им работы на территории, отнесённой к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", что судом первой инстанции не было сделано.
В качестве доказательств работы истца в г. Братске, суд принял во внимание информацию МУ МВД России "Братское" о регистрации истца по месту жительства в г. Братске, при этом не принял во внимание, что, согласно представленной информации истец был зарегистрирован на территории г. Братска по месту жительства по 3 апреля 2002 г, доказательств того, что после указанной даты и до 3 ноября 2003 г. истец проживал на территории г. Братска, материалы дела не содержат.
Также суд первой инстанции не дал должной оценки тому обстоятельству, что ЗАО "Дарья" зарегистрировано по месту юридического адреса (г. Новосибирск, ул. Трикотажная, 3), из решения пенсионного органа следует, что за период с 1 января 1999 г. по 3 июня 2000 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на Григоренко И.В. представлены без указания кода территориальных условий, при этом отсутствуют сведения о заработке за весь спорный период, индивидуальные сведения за период с 1 июля 2000 г. по 3 ноября 2003 г. отсутствуют.
Из ответа ГУ-УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 8 ноября 2019 г. N следует, что на учёте в ПФР как организация, имеющая рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, ЗАО "Дарья" не состояла, списки работников, работающих в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не представляла.
В ответе от 7 февраля 2020 г. N указано, что отчёты по ведению финансово-хозяйственной деятельности представлены ЗАО "Дарья" за период с 3 квартала 1993 г. по 2 квартал 2000 г; заработная плата и страховые взносы начислялись за периоды с августа по декабрь 1993 г, с апреля по сентябрь 1994 г, с февраля 1995 г. по июнь 1998 г.; указана численность работников 6 человек и заявленный фонд оплаты труда за 1993-1998 годы.
Доказательств того, что с 1 июля 2000 г. ЗАО "Дарья" осуществляло финансово-хозяйственную деятельность, в том числе на территории г. Братска, производило начисление и выплату заработной платы истцу в период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. и страховые взносы, материалы дела не содержат.
Вывод судебных инстанций о том, что сведения о работе Григоренко И.В. с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в качестве коммерческого директора в ЗАО "Дарья" подтверждены записями в его трудовой книжке и трудовым договором, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учёта положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При этом в судебном заседании истец не отрицал, что ЗАО "Дарья" находилось в г. Новосибирске, как такового рабочего места у него не было, кроме телефона, факса и машины ему не нужно было ничего для исполнения своих обязанностей (протолок судебного заседания от 11 августа 2020 г, т. 1, л.д. 112, 113).
Правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации и примененная в настоящем деле судом первой инстанции, не относится ни к предмету, ни к основанию заявленных Григоренко И.В. исковых требований, поскольку в данном случае, необходимо было подтверждение работы истца на территории, относящейся к районам Крайнего Севера, а не факт уплаты за него страховых взносов работодателем.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций были допущены иные существенные нарушения норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Частью 4 статьи 198 ГПК РФ установлено, что в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Согласно части 1 статьи 195 этого же кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из приведённых положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Ссылаясь на показания свидетеля Ильиной И.В, бывшего директора ЗАО "Дарья", допрошенной судом 11 августа 2020 г, в обоснование вывода о работе Григоренко И.В. в качестве коммерческого директора в ЗАО "Дарья" и фактического осуществления им трудовой деятельности в должности коммерческого директора в данной организации на территории г. Братска, местности, отнесённой к районам Крайнего Севера, суды первой и апелляционной инстанции приведённые положения норм процессуального права во внимание не приняли и не учли, что работа в качестве коммерческого директора в организации, расположенной в местности, отнесённой к районам Крайнего Севера, должна подтверждаться определёнными средствами доказывания, так как, в данном случае, подтверждается именно характер работы, поскольку устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, работавшими в районах Крайнего Севера, законодатель учитывал особенности проживания и работы в экстремальных природно-климатических условиях. Ввиду того, что в силу части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, вывод судов первой и апелляционной инстанций о включении спорного периода работы Григоренко И.В. в качестве коммерческого директора в ЗАО "Дарья" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, как подтверждённый недопустимыми средствами доказывания, не основан на законе.
С учётом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.