Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-520/2021 (УИД 22RS0066-01-2020-006372-85) по иску Поповой Екатерины Вениаминовны к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова Екатерина Вениаминовна (далее по тексту - Попова Е.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-АРОФСС РФ, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам.
В обоснование исковых требований Попова Е.В. указала, что с 6 июля 2020 г. в соответствии с трудовым договором она осуществляет трудовую деятельность в должности координатора программ в ООО "Наше будущее". ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь П. Работодатель обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, а также о выплате единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, приложив необходимые документы. Однако ответчик отказал в их назначении, сославшись на формальное оформление трудовых отношений между ООО "Наше будущее" и Поповой Е.В. с целью необоснованного получения пособий за счёт средств Фонда. Полагает, что отказ ответчика нарушает её права, лишая её права на получение гарантированных выплат и ставит в трудное материальное положение.
Попова Е.В. просила суд признать незаконным решение ответчика от 1 октября 2020 г. N об отказе ей в назначении и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия вставшим на учёт в ранние сроки беременности, от 29 октября 2020 г. N об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. исковые требования Поповой Е.В. удовлетворены. Признаны незаконными решения ГУ-АРОФСС РФ от 1 октября 2020 г. N об отказе Поповой Е.В. в назначении и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия вставшим на учёт в ранние сроки беременности, от 29 октября 2020 г. N об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Суд обязал ГУ-АРОФСС РФ (филиал N 3) назначить и выплатить Поповой Е.В. пособие по беременности и родам, единовременное пособие вставшим на учёт в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-АРОФСС РФ ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 марта 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения не допущены.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу части первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 названного Федерального закона обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Лицами, работающими по трудовым договора, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком являются одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункты 2, 4, 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициента к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учётом этих коэффициентов (часть 3 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г.).
В соответствии со статьёй 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребёнком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребёнком (часть 2). В случае, если уход за ребёнком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей установлены статьёй 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в частности, такими пособиями являются пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме.
По общему правилу в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ страховое обеспечение застрахованным лицам выплачивается в счёт уплаты страховых взносов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьёй 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведённой проверки (часть 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 "Об особенностях финансового назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством" назначение и выплата пособия по беременности и родам на территории Алтайского края, участвующего в реализации пилотного проекта, осуществляется страховщиком на основании документов представленных страхователем (работодателем).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Наше будущее" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по суррогатному материнству в соответствии с классификатором видов деятельности: 78.20 - деятельность агентств по временному трудоустройству.
Общество зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 3 отделения Фонда с 26 ноября 2019 г. за регистрационным номером N с заявленным основным видом деятельности - "Деятельность агентств по временному трудоустройству" (код по ОКВЭД - 78.20).
30 декабря 2019 г. в связи с коммерческой и деловой необходимостью в штатное расписание Общества добавлена должность координатор программ - 2 единицы.
6 июля 2020 г. на работу по должности координатор программ принята Попова Е.В. В этот же день она ознакомлена с должностной инструкцией (утверждённой 30 декабря 2019 г.) и приказом о приёме на работу по указанной должности. В эту же дату с истцом заключён трудовой договор N.
27 июля 2020 г. Поповой Е.В. предоставлен листок нетрудоспособности N, выданный 21 августа 2020 г. КГБУЗ Городская поликлиника N 9 г. Барнаула.
27 июля 2020 г. Попова Е.В. обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам с 27 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г, и приказом ООО "Наше будущее" Поповой Е.В. предоставлен отпуск по беременности и родам.
ООО "Наше будущее" через систему СБИС ЭДО в адрес ГУ-АРОФСС РФ направлен реестр для назначения пособия по беременности и родам Поповой Е.В.
В соответствии с извещением о предоставлении недостающих документов или сведений от 26 августа 2020 г. N Обществом 21 сентября 2020 г. были предоставлены дополнительные документы.
Согласно ответу Филиала N 3 ГУ-АРОФСС РФ N от 1 октября 2020 г. "О назначении пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности", предоставленные в реестре сведения оставлены без рассмотрения по основаниям создания искусственной ситуации и формального документооборота в целях получения выплаты пособия по беременности и родам.
24 октября 2020 г. Поповой Е.В. составлено заявление о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1, 5 лет, с приложением свидетельства о рождении ребёнка.
Обществом через систему СБИС ЭДО в адрес ГУ-АРОФСС РФ направлен реестр для назначения и выплаты Поповой Е.В. ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
29 октября 2020 г. ответчиком отказано в назначении истцу ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, в связи с созданием Обществом искусственной ситуации и формального документооборота с целью получения пособия.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Поповой Е.В. исковые требования о признании незаконным решения ГУ-АРОФСС РФ об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия вставшим на учёт в ранние сроки беременности, об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормативными положениями Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами спора доказательства, пришёл к выводу о том, что Попова Е.В. выполняла трудовую функцию в соответствии с трудовым договором, ей была начислена и выплачена заработная плата, Обществом перечислены соответствующие взносы, следовательно, оснований для вывода о формальном характере трудовых отношений, не имеется, в связи с чем отказ ГУ-АРОФСС РФ в выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, единовременного пособия вставшим на учёт в ранние сроки беременности, а также в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, является незаконным.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Из содержания оспариваемых судебных актов и материалов настоящего дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы ГУ-АРОФСС РФ о формальности заключения трудового договора, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, на основании которых суд пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Поповой Е.В, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводам жалобы суды первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судами установлены правильно, выводы судов не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судами приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.
Тот факт, что суд первой и апелляционной инстанций не согласился с доводами ответчика, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения суда и апелляционного определения и не может служить основанием для их отмены.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.