Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Варнавской Л.С, Жуленко Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-436/2021 (УИД 70RS0009-01-2021-000294-77) по исковому заявлению Пожиловой Ирины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4" о возложении обязанности предоставить информацию
по кассационной жалобе Пожиловой Ирины Владимировны на решение Северского городского суда Томской области от 30 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пожилова И.В. обратилась с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4" (далее по тексту - ООО "ЖЭУ-4") о возложении обязанности по предоставлению ей в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения суда информации о качестве коммунальной услуги по электроснабжению: напряжении и частоте электрического тока во внутридомовой системе электроснабжения и ведомости измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома, расположенного по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, посуточно за каждый час снабжения электрической энергией многоквартирного дома, за каждый месяц отдельно; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 15 000 руб, неустойки в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, расходов по оплате нотариального оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности - 100 руб. и по оплате почтовых услуг - 223 руб. 27 коп.
В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры N расположенной в многоквартирном доме по "адрес". Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО "ЖЭУ-4".
ДД.ММ.ГГГГ г. от ее имени в адрес управляющей компании ООО "ЖЭУ-4" направлено заявление с просьбой предоставить информацию о характеристиках напряжения и частоты электрического тока в системе электроснабжения и ведомость измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома, расположенного по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, посуточно за каждый час снабжения электрической энергией многоквартирного дома, за каждый месяц отдельно.
В ответ ООО "ЖЭУ-4" предоставило ведомость показаний общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергией за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, копию акта допуска в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии, установленного в многоквартирном доме, копии технической документации на устройство общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии, установленного в многоквартирном доме. Однако, информацию о характеристиках напряжения и частоты электрического тока в системе электроснабжения и ведомость измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик не предоставил. Полагала, что указанными действиями ООО "ЖЭУ-4" нарушило ее права на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах, обеспечивающей возможность правильного выбора, а также об основных потребительских свойствах оказываемых коммунальных услуг.
Решением Северского городского суда Томской области от 30 апреля 2021 г. в удовлетворении требований Пожиловой И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пожилова И.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений со ссылкой на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Пожилова И.В. является собственником жилого помещения - "адрес"
Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО "ЖЭУ-4".
ДД.ММ.ГГГГ г. АО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭУ-4" заключен договор энергоснабжения N, в соответствии с которым АО "Томскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) подает электроэнергию ООО "ЖЭУ-4" (исполнителю) на объекты указанные в Приложении N к договору, а исполнитель обязуется оплачивать электроэнергию поставленную на содержание общего имущества и организовать оплату потребителями потребленного коммунального ресурса (электроэнергию); потребители покупают электроэнергию напрямую у гарантирующего поставщика, минуя исполнителя в соответствии с договором управления многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1.2 договора энергоснабжения N от ДД.ММ.ГГГГ г. гарантирующий поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией исполнителя.
В свою очередь между АО "Томскэнергосбыт" и ООО "Электросети" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N от ДД.ММ.ГГГГ г, в соответствии с пунктом 2.1. которого ООО "Электросети" (исполнитель) обязуется оказывать АО "Томскэнергосбыт" (заказчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя, в порядке, установленном договором.
ДД.ММ.ГГГГ г. представитель Пожиловой И.В. - Пожилов Д.А. обратился в управляющую компанию ООО "ЖЭУ-4" с заявлением о предоставлении информации о характеристиках напряжения и частоты электрического тока в системе электроснабжения и ведомости измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома, расположенного по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, с отражением в запрашиваемых данных показателей посуточно за каждый час снабжения электрической энергией многоквартирного дома.
В ответ на данное заявление ООО "ЖЭУ-4" ДД.ММ.ГГГГ г. направило в адрес истца письменный ответ о предоставлении сведений о характеристиках коммунального ресурса - электрической энергии, поступающей во внутреннюю инженерную систему электроснабжения многоквартирного дома, имеющихся в ведомости учета показаний общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, копии акта допуска в эксплуатацию (коллективного) прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ г, установленного в многоквартирном доме, копии технической документации на устройства (коллективного) прибора учета электрической энергии, установленного в многоквартирном доме.
Посчитав, что предоставленная информация не соответствует запрошенной, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена обязанность управляющей организации представлять собственнику такую информацию о качестве коммунальной услуги по электроснабжению, как сведения о напряжении и частоте электрического тока во внутридомовой системе электроснабжения, а также ведомость измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома, расположенного по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, посуточно за каждый час снабжения электрической энергией многоквартирного дома, за каждый месяц отдельно.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что поскольку законом на ответчика возложена обязанность по предоставлению информации лишь в установленном законодателем объеме, а требуемая истцом информация выходит за пределы, установленные к обязательному ее раскрытию, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска. Кроме того, в силу статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта установлена в целях ведения учёта объёма входящей электроэнергии, а не для замеров её качества. Обязанность по установке приборов, фиксирующих показатели качества энергоснабжения, законодателем не установлена.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу положений части 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют но запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний; иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставления обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N731 (далее - Стандарт), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном виде, предусмотрен в пункте 3 Стандарта и касается общей информации об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности; сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядка и условий оказания услуг; сведений о стоимости работ (услуг); сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Из подпункта "д" пункта 3 Стандарта следует, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: в частности, информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Положениями части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что показания приборов учёта, установленных в многоквартирном доме, в целях внесения платы за услугу определяются помесячно.
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений исполнитель при наличии коллективного (общедомового) прибора учета обязан
ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет (подпункт "е"), предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт "р").
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определен объем обязательной информации, которую исполнитель обязан довести до потребителя, а в пункте 3 статьи 10 изложены возможные способы ее доведения. При этом в том случае, если конкретный способ доведения указанной информации не определен законом или иным нормативным правовым актом, необходимо исходить из того, что избранный продавцом(изготовителем, исполнителем) способ доведения необходимой информации о товаре (работе, услуге) по общему правилу должен отвечать критериям ее наглядности и доступности и законодательно закрепленному правилу предоставления соответствующих сведений на русском языке (пункт 2 статьи 8 Закона).
Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законами, а также иными правовыми актами. В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Объем информации о коммунальной услуге определен пунктом 69 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), согласно которого в платежном документе указываются сведения о предоставляемой услуге, касающиеся данных о нанимателе (собственнике) жилого помещения, исполнителе услуги, периоде предоставления услуги, применяемых тарифах на услугу, об объемах потребленной услуги, сведения о размере перерасчета платы за коммунальные услуги с указанием его основания, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг, сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014, другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Проанализировав действующее законодательство, регулирующее отношения по предоставлению информации потребителю, а также регулирующее порядок и объем информации, подлежащей раскрытию управляющими компаниями, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, суды пришли к законному выводу, что обязательному предоставлению управляющей компанией потребителю подлежит только та информация, предоставление которой прямо предусмотрено нормативным правовым актом, и только в случаях, прямо установленных федеральными законами и в порядке, определенном этими федеральными законами. Поскольку нормативный правовой акт, предусматривающий обязанность управляющей компании предоставлять информацию о напряжении и частоте электрического тока во внутридомовой системе электроснабжения и ведомость измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома посуточно за каждый час снабжения электрической энергией многоквартирного дома, за каждый месяц отдельно, отсутствует, то оснований для возложения на ответчика данной обязанности в судебном порядке не имелось.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации предоставлять собственнику информацию о качестве коммунальной услуги по электроснабжению, а именно информацию о напряжении и частоте тока во внутридомовой системе электроснабжения, а также ведомость измерений нагрузки и напряжения многоквартирного дома, повторяют доводы искового заявления и апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, и подлежат отклонению как необоснованные.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 30 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пожиловой И.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.