Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Брянцевой Н.В, судей Артамоновой Т.А, Гылкэ Д.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-429/2021 (УИД 26OS0000-04-2021-000070-67) по административному исковому заявлению Цылина Виктора Борисовича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе Цылина Виктора Борисовича на решение Ставропольского краевого суда от 31 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2018 г. принят приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 985, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу (далее - Перечень на 2019 год).
В пункт 1455 Перечня на 2019 год включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес".
Цылин В.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 1455 Перечня на 2019 год в отношении нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что он является собственником нежилых помещений, общей площадью 405, 2 кв.м, с кадастровым номером N, расположенных в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Данное нежилое помещение было необоснованно включено в Перечень на 2019 г. в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, так как оно не соответствует признакам, предусмотренным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение указанного объекта недвижимого имущества в вышеупомянутый Перечень противоречит требованиям закона и нарушает его права, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
В ходе рассмотрения дела исковые требования административный истец изменил, просил признать недействующим пункт 1455 Перечня на 2019 год в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решением Ставропольского краевого суда от 31 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Цылина В.Б. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Цылин В.Б. просит об отмене указанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством имущественных отношений Ставропольского края представлены возражения.
Административный истец Цылин В.Б, представитель административного истца ФИО6, административный ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованное лицо ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю, заинтересованное лицо ГБУ СК "Ставкрайимущество", заинтересованное лицо администрация города Ставрополя, заинтересованное лицо МИФНС России N 12 по Ставропольскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Учитывая, что указанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также поданные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Основываясь на положениях части 8 статьи 213 КАС РФ предусматривающей, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются - нарушение прав административного истца, соблюдение полномочий, формы, вида, процедуры принятия, правил введения в действие, порядка опубликования, государственной регистрации и вступления нормативных правовых актов в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части, судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что нормы оспариваемого акта, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Указанные выводы о соблюдении порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются, доводы апелляционной жалобы основаны только на несогласии административного истца с выводами суда в отношении соответствия оспариваемого нормативного акта, актам, имеющим большую юридическую силу.
Предметом оспаривания является включение в Перечень на 2019 год принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в качестве имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в соответствии с признаками, предусмотренными в статье 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ (действовавшей на момент утверждения Перечней на 2019 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм прямо следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1455 Перечня на 2019 год, которым включено нежилое здание с кадастровым номером N, суд первой инстанции пришел к выводу, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N не является зданием, а представляет собой нежилое помещение цокольного этажа в многоквартирном жилом доме, что, по мнению суда, не свидетельствует о незаконном включении указанного объекта недвижимости в Перечень, в связи с чем суд сделал заключение о соответствии названного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, так как согласно действующему на момент утверждения Перечней законодательству (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) сведения, содержащиеся в техническом паспорте и в Едином государственном реестре недвижимости, безусловно указывали, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение обладал признаками, позволяющему отнести его к нежилому зданию, предназначенному для использования в целях размещения торговых объектов.
С таким выводами суда не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на ошибочном истолковании норм права и фактических обстоятельств.
Согласно приложению к приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 985 от 28 декабря 2018 г. в Перечне на 2019 год под номером 1455 значится объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Данный объект недвижимого имущества включен в перечень по его наименованию - торговое.
Между тем доказательств, подтверждающих обоснованность включения в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером N, в материалы административного дела не представлено.
В едином государственном реестре недвижимости имеются сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, назначение - нежилое здание, наименование - торговое, площадью 405, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Данный объект недвижимости - нежилое здание снят с кадастрового учета 24 октября 2016 г. (л.д.167-169 том 2).
Основанием для снятия с кадастрового учета послужило решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росрееестра" по Ставропольскому краю от 24 октября 2016 г. N 26/301/16-84252 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.
Данным решением установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся дублирующие сведения об объекте учета, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами: N, N, N, N
В целях исключения таких сведений было принято решение архивировать сведения о зданиях и помещениях с кадастровыми номерами N, N, N. При этом объекту недвижимого имущества с кадастровым номером N отдан приоритет, в связи с чем о данном объекте внесены сведения как об актуальном помещении.
Согласно сведениям ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 405, 2 кв.м. находится в здании с кадастровым номером N, площадью 7286 кв. м, назначение "многоквартирный дом", наименование "жилой дом" по адресу: "адрес".
Административный истец Цылин В.Б. является собственником объекта недвижимости - помещение, с кадастровым номером N наименование: помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 405, 2 кв.м, расположено в цокольном этаже по адресу: "адрес", что следует из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 марта 2021 г. N КУВИ-002/2021-22571158 (л.д. 178-182 том 1).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в перечень включен объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером N, который снят с кадастрового учета 24 октября 2016 г, то есть на дату принятия оспариваемого приказа от 28 декабря 2018 г. указанное здание в ЕГРН не значилось и на кадастровом учете на состояло, как объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Цылину Е.Б.
Таким образом, в нормативном правовом акте содержится недостоверная информация об объекте недвижимого имущества.
С учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, возникшие при разрешении административного дела неустранимые сомнения, противоречия и неясности в обоснованности включения вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемый перечень истолковываются в пользу административного истца.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Министерства имущественных отношений Ставропольского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела.
Таким образом, поскольку выводы суда первой инстанции о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год (под пунктом 1455), являются неверными, обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в указанной части, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2019 год, при этом признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимого имущества недействующим со дня его принятия.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 31 мая 2021 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать недействующим со дня принятия пункт 1455 приложения к приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать настоящее определение суда или сообщение о его принятии в течение тридцати дней со дня принятия определения суда в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.