Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Сиротиной Е.С, Брянцевой Н.В, при секретаре Дораевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 26OS0000-04-2021-000421-81 по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 30 июля 2021 года, которым удовлетворен административный иск Чихун Виктора Николаевича о признании не действующим со дня принятия пункта 1740 приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1122 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", пункта 3819 приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1317 от 27 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", пункта 3895 приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1462 от 28 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, заключение прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Сочи) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1122 от 27 декабря 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень на 2018 год), в который под пунктом 1740 включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - перечень на 2020 год), в который под пунктом 3819 включено спорное нежилое здание.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1462 от 28 декабря 2020 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - перечень на 2021 год), в который под пунктом 3895 включено указанное нежилое здание.
Вышепоименованные нормативные правовые акты официально опубликованы до начала налоговых периодов в сетевом издании "Официальный Интернет-портал правовой информации Ставропольского края" www/pravo.stavregion.ru.
Чихун В.П, являясь собственником указанного выше здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия нормативного правового акта пункта 1740 перечня на 2018 год, пункта 3819 перечня на 2020 год и пункта 3895 перечня на 2021 год в части включения в них вышеуказанного нежилого здания. В обоснование иска указано, что данное нежилое здание не соответствует требованиям статьи 1.1 Закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций" от 26 ноября 2003 года N 44-кз (в редакции закона от 28 ноября 2014 года N 104-кз) и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является торговым центром. Включение здания в перечни на 2018, 2020 и 2021 годы нарушает права истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 30 июля 2021 года административный иск Чихун В.Н. удовлетворен, признаны не действующими со дня принятия пункт 1740 перечня на 2018 год, пункт 3819 перечня на 2020 год, пункт 3895 перечня на 2021 год.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы о наличии правовых оснований для включения в перечни спорного объекта недвижимости, исходя из назначения здания в соответствии с технической документацией на него.
Участвующим в деле прокурором поданы письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по причине наличия уважительных причин невозможности явки не заявили.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены состоявшегося судебного акта не находит в силу следующего.
При рассмотрении и разрешении административного дела, проанализировав положения статьи 57, пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Ставропольского края от 5 ноября 2015 года N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", пунктов 1, 16 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, относящих решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и компетенции министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие, обнародования и опубликования, по этим основаниям административным истцом не оспаривается, с чем надлежит согласиться.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, безусловно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения, как и предназначение объекта в соответствии со сведениями из ЕГРН и технической документацией, при отсутствии фактического обследования объекта недвижимого имущества, то есть, как не отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с такими выводами суда первой инстанции соглашается ввиду их законности и обоснованности.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 НК РФ, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций".
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ - это, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций", устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 кв. м и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 1.1).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания и помещений в нем объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении них одного из условий, перечисленных в пунктах 1, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, подпункте 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз.
Судом первой инстанции установлено в ходе рассмотрения и следует из материалов дела, что Чихун В.Н. является собственником нежилого здания площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждено вступившим в законную силу решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2008 года и свидетельством о государственной регистрации права серии N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как пояснило министерство имущественных отношений Ставропольского края, указанное здание включено в перечни объектов недвижимого имущества на 2018, 2020 и 2021 годы в качестве торгового центра, исходя из его наименования, содержащегося в ЕГРН - торгово-закупочная база.
Из материалов административного дела усматривается, что здание с кадастровым номером N располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования, поименованном как "под производственные помещения, под складские помещения и под весовую", снятым с кадастрового учета 16 марта 2005 года. По сообщению министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 ноября 2021 года, сведений об иных земельных участках под спорным объектом недвижимости не имеется.
Как верно указал суд первой инстанции, данный вид разрешенного использования земельного участка является не однозначным, из буквального его прочтения не следует, что он предусматривает размещение на земельном участке офисного здания делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае должно выясняться предназначение или фактическое использование расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Сведения из ЕГРН о назначении здания "нежилое" также не позволяют отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, при том, что его наименование "торгово-закупочная база" к таким критериям законодателем не отнесено.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного здания объектом, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, и на основании технического паспорта, составленного филиалом "ФГУП Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю (Ессентукское отделение) по состоянию на 3 мая 2012 года.
Согласно данному техническому паспорту, спорное здание, имеющее наименование "административно-производственное", включает литеры П-П1-П2-П3-п (склад площадью "данные изъяты" кв.м, цех площадью "данные изъяты" кв.м, административное площадью "данные изъяты" кв.м, административное площадью "данные изъяты" кв.м, пристройка площадью "данные изъяты" кв.м. соответственно).
Из экспликации к поэтажному плану следует, что спорное здание и его части состоят из помещений с назначением: подсобные, склад, цех, туалет, умывальник, коридор, кладовая, туалет, душевая, кабинеты, санузел, лестничная клетка.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Доводы апеллянта о том, что склад площадью "данные изъяты" кв.м позволяет отнести спорное здание к торговым объектам, что не было учтено судом первой инстанции, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку документы технического учета на нежилое здание не предусматривают размещение в нем объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, а назначение помещения "склад" само по себе не свидетельствует об отнесения здания к торговому объекту в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ, и, как следствие, диктует необходимость фактического обследования здания.
Доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении здания до включения его в перечни на 2018, 2020 и 2021 годы мероприятий по определению вида фактического использования, административным ответчиком суду не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем министерством имущественных отношений Ставропольского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания и помещений в них условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названных объектов в Перечни, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов указанный объект недвижимости не отвечал установленным федеральным законодательством условиям, позволявшим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.
При таком положении суд первой инстанции законно удовлетворил заявленные требования.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены судебного решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 30 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.