Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда" Целуйко С.И. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" Целуйко С.И. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы генерального директора ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" Целуйко С.И, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации (абзац 1 пункта 1).
Согласно пункту 2 статьи 37 названного Федерального закона захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проведена проверка ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" по дноуглубительным работам в акватории "адрес", по результатам которой установлено, что ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" имеет Разрешение N на проведение указанных работ. Данное разрешение предусматривало общее количество разрешенного к захоронению донного грунта 563286 м? (1 132 788 тонн). Разрешено работать двум судам загрузкой до 1188, 65 тонн, и количество сбросов с суда до трех, то есть не более 7131, 9 тонн в сутки (1188, 65х3х2).
Однако при выполнении указанных работ были выявлены нарушения: вместо двух судов, как указано в Разрешении, работу осуществляло 6 судов: два судна, принадлежащие китайской компании АООО "СССС", и четыре судна ФГУП "Росморпорт". Количество грунта, сбрасываемого в сутки в "адрес", значительно превышает установленный в Разрешении N.
При взятии проб грунта, который указанные суда сбрасывали в Уссурийском заливе, установлено, что он загрязнен нефтепродуктами и свинцом, что подтверждается имеющимся в деле экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному заключению, донные отложения, отобранные с судна в месте дноуглубительных работ, не пригодны к захоронению по следующим показателям: нефтепродукты и свинец. Объединенная проба донных отложений, отобранных с судна в месте дноуглубительных работ, имеет допустимую степень токсичности, что свидетельствует о том, что данная проба не токсична.
Вышеуказанные нарушения явились основанием для привлечения ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: разрешением N от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; актом N обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований; заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
Вопреки доводам жалобы, несмотря на то, что грунт не является отходами производства, однако он был загрязнен нефтепродуктами и свинцом и не подлежал захоронению в море, как указано в заключении эксперта. Пробы грунта при проверке брались не из трюма судна, а с грузовой баржи, в которой трюм отсутствует. Не указание координат, в которых осуществлялась сброска грунта, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы о том, что работы по захоронению грунта производились в границах отвала, в согласованные с Управлением контроля, надзора и рыбоохраны периоды (миграции лососевых видов рыб) и в пределах разрешенных к захоронению годовых объемах, что соответствует Разрешению Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N и заключению государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N, нарушения были вызваны форс-мажорными обстоятельствами, а именно пандемией коронавирусной инфекции, были предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора Целуйко С.И. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.