Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 января 2021 года исковое заявление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") удовлетворено частично: на ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок военного городка "Картель-2", расположенного в с.
Большая Картель Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в виде покраски металлических конструкций детского оборудования; удаления следов коррозии с металлических конструкций детского оборудования; удаления на детском оборудовании выступающих элементов с острыми краями; оборудования детских игровых и спортивных площадок ударопоглощающим покрытием. В удовлетворении остальной части заявленных военным прокурором требований: о возложении на Минобороны России обязанности в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести установку детских игровых и спортивных площадок, озеленение территории жилой зоны военного городка "Картель-2" в соответствии с требованиями предложений по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, утверждённых письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 декабря 2010 года N 42053-ИБ/14, и тактико-технического задания проведения работ по благоустройству территории военного городка "Картель-2", утверждённого командующим войсками ВВО 12 ноября 2020 года; о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" обязанности по закреплению каркаса качелей, ремонту крепления подвесных качелей, установке накренившейся опоры качелей и крыши песочницы, замены вышедших из строя светильников освещения придомовой территории, восстановления асфальтобетонного покрытия, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок, - отказано.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 13 апреля 2021 года, вынесенным в порядке части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело с апелляционной жалобой ФГБУ "ЦЖКУ" и апелляционным представлением военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 января 2021 года отменено в части отказа в возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" обязанности по удалению выступающих концов болтовых соединений качелей, по закреплению каркаса качелей, ремонту крепления подвесных качелей, установке накренившейся опоры качелей и крыши песочницы, замене вышедших из строя светильников освещения придомовой территории, восстановлению асфальтобетонного покрытия, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок на территории военного городка "Картель-2", расположенного в с. Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края. В указанной части судом апелляционной инстанции по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворено: на ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность провести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок военного городка "Картель-2", расположенного в с. Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края, в виде удаления выступающих концов болтовых соединений качелей; закрепления каркаса качелей, ремонта крепления подвесных качелей, установки накренившейся опоры качелей и крыши песочницы, замены вышедших из строя светильников освещения придомовой территории, восстановления асфальтобетонного покрытия, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
5 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ", поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края суд 22 сентября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представители Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ", которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 января 2021 года (в той части, в которой решение оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружёенных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения).
Аналогично, пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества многоквартирного дома входят, в том числе, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре в ноябре 2020 года, установлено, что детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях домов NN 1, 4, 5 по улице Звёздная в закрытом военном городке "Картель-2", находятся в ненадлежащем состоянии (отсутствуют горки, металлические конструкции не закреплены, отсутствует ударопоглощающее покрытие, конструкции не исключают возможности застревания тела, частей тела или одежды ребёнка, элементы конструкций не защищены от воздействия биологических агентов, отсутствуют перила и ограждения, отсутствует спортивно-игровая инфраструктура). Кроме того, асфальтобетонное покрытие тротуаров, внутридомовых проездов, требует ремонта; на придомовой территории отсутствуют озеленение, освещение, а также малые игровые формы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ", основными целями деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и представление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607).
26 сентября 2017 года между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" заключён договор N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами Российской Федерации, согласно которому административный ответчик осуществляет управление переданным ему жилищным фондом (включая закрытый военный городок "Картель-2" (войсковая часть 54912), расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Большая Картель, ул. Звездная, дома NN 1-6) в соответствии с условиями договора, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Частично удовлетворяя заявленные военным прокурором административные исковые требования, Комсомольский районный суд Хабаровского края, проанализировав содержание Жилищного кодекса, Положения, Правил содержания общего имущества, Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению), Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года N 1148-ст, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утверждённого приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, пришёл к выводу, что в силу положений договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами Российской Федерации, от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 и требований действующего законодательства ФГБУ "ЦЖКУ" обязано обеспечить надлежащее безопасное техническое состояние детских игровых и спортивных площадок, расположенных на территории закрытого военного городка "Картель-2", в связи с чем суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести текущий ремонт соответствующих детских площадок в виде покраски металлических конструкций их оборудования, удаления на этом оборудовании следов коррозии и выступающих элементов с острыми краями, установки на таких площадках ударопоглощающего покрытия.
В то же время, Комсомольский районный суд Хабаровского края отказал в удовлетворении остальной части административных исковых требований, посчитав, что они заявлены военным прокурором преждевременно, поскольку тактико-техническое задание проведения работ по благоустройству территории закрытого военного городска "Картель-2", утверждённое командующим Восточного военного округа 12 ноября 2020 года, предусматривает выполнение остальных работ по благоустройству его территории, на которые указывал в административном исковом заявлении военный прокурор, в срок до 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в той части, в которой административные исковые требования военного прокурора к ФГБУ "ЦЖКУ" были оставлены без удовлетворения, указав в апелляционном определении со ссылкой на пункты 2, 11 Правил содержания общего имущества, пункты 55 - 60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению, пункты 3.5.11, 4.1.7, а также приложения NN 4, 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, на то, что административный ответчик в настоящее время не выполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности по поддержанию надлежащего состояния и содержанию общего имущества многоквартирных домов, расположенного на придомовой территории в закрытом военном городке "Картель-2": спортивное и игровое оборудование требует проведения текущего ремонта, электрическое освещение не установлено, ремонт дорожного покрытия также не произведён. В связи с этим, суд апелляционной инстанции дополнительно возложил на данного административного ответчика обязанность в трёхмесячный срок провести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок военного городска в виде удаления выступающих концов болтовых соединений качелей, закрепления каркаса качелей, ремонта крепления подвесных качелей, установки накренившейся опоры качелей и крыши песочницы; произвести замену вышедших из строя светильников освещения придомовой территории; произвести восстановление асфальтобетонного покрытия, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок.
Выводы судов первой инстанции (в той части, в которой решение суда было оставлено без изменения) и апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возложенные на административного ответчика судебными постановлениями обязанности отнесены к работам по содержанию многоквартирных домов, а также по текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, которые относятся к общему имуществу многоквартирных домов. В свою очередь, как верно установлено судами, ФГБУ "ЦЖКУ" обязано осуществлять управление переданным ему жилищным фондом, расположенным в закрытом военном городке "Картель-2", то есть, в том числе, обеспечить надлежащее техническое состояние и проведение текущего ремонта общего имущества переданных ему в управление многоквартирных домов.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" не принимало на баланс какие-либо детские игровые и спортивные площадки, расположенные в закрытом военном городке "Картель-2"; что в рамках договора от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 учреждение обязано только обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг; что ФГБУ "ЦЖКУ" направило в адрес врио Губернатора Хабаровского края обращение по вопросу финансирования работ по благоустройству дворовых и общественных территорий закрытых военных городков; что проект благоустройства территории закрытого военного городка "Картель-2" предполагается реализовать до 2024 года; что административный ответчик вправе не осуществлять текущий ремонт имущества Минобороны России до получения соответствующего государственного задания и финансирования из федерального бюджета; что бремя содержание имущества закрытых военных городков несёт Минобороны России, - не опровергают правильных выводов нижестоящих судов, по существу эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, по мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выводы суда первой инстанции (в той части, в которой они оставлены без изменения апелляционным определением) и суда апелляционной инстанции, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.