Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры г. Якутска в интересах Слепцова Алексея Петровича к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" о признании права на получение выплат, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Слепцова А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры РФ Маторину О.А, поддержавшую возражения на кассационную жалобу, представителей ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" Максимову М.С, Словеснова А.В, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Якутска в интересах Слепцова А.П. обратился в суд с иском о защите нарушенного права.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Слепцов А.П. работал на условиях внешнего совместительства врачом-хирургом (ангиохирургом) Хирургического отделения N1 ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи", в его обязанности входило консультирование, прием пациентов, осуществление оперативного вмешательства. В период работы Слепцов А.П. осуществил хирургическое лечение 4 пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, ведение и консультирование пациентов иных отделений, выполнил 6 оперативных вмешательств, пролечил 13 пациентов. Слепцов А.П. отработал с пациентами с диагнозом COVID-19 11 дней (84, 8 часа), при этом в нарушение постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция "COVID-19", выплаты стимулирующего характера не произведены в связи с тем, что должность врача - хирурга (ангиохирурга) не включена в Положение о стимулирующих выплатах за особые условия труда. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений. В рамках представления ответчиком нарушения не устранены, выплаты не произведены.
Просит признать за Слепцовым А.П. право на получение выплаты стимулирующего характера, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, взыскать указанную выплату в размере 176 000 руб, компенсацию за задержку выплаты стимулирующего характера, начисленную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6 602 руб. 93 коп, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Слепцов А.П. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Слепцов А.П, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не подавал.
Представители ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" просили оставить решение суда без изменения, пояснили, что Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 предусмотрено право на выплату за особые условия работы, к которым относится работа медицинских работников в "красной зоне" с ковидными больными, Слепцов А.П. в "красной зоне" не работал. Для оказания хирургического лечения, вне пределов этой зоны, был оборудован хирургический кабинет, где истец оказывал помощь. За такую работу ему выплачена стимулирующая выплата по Постановлению Правительства N415 и региональному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Статьей 147 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 установлены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, регулирующие предоставление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно пункту 3 постановления Правительства от 12 апреля 2020 года N 484 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Временным порядком (приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н, приложение N 5) предусмотрено перепрофилирование медицинских организаций для госпитализации пациентов с созданием условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов, а также маршрутизация пациентов с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов.
Пунктом 11 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Из материалов дела и судом установлено, что Слепцов А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N N принят на должность врача-хирурга (ангиохирург) хирургического отделения N1 по внешнему совместительству на период отсутствия основного работника. В указанный период Слепцов А.П. осуществил лечение 4 пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, ведение и консультирование пациентов иных отделений. Слепцов А.П. отработал с пациентами с диагнозом COVID-19 11 дней (84, 8 часа).
В соответствии с распоряжением Главы РС (Я) от 29 марта 2020 года N 129-РГ "Об установлении выплат стимулирующего характера работникам государственных бюджетных, автономных учреждений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) Слепцову А.П. за все смены работы с указанными пациентами произведена стимулирующая выплата в размере 121 889 руб. 42 коп, на основании Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 выплачено 58 463 руб. 23 коп.
Обращаясь в суд, истец оспаривал отказ в выплате стимулирующего характера за выполнение "особо важной работы" в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суды исходили из следующего.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 484, выплаты стимулирующего характера полагаются медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Перечень указанных работников является исчерпывающим и определяется локальным нормативным актом медицинской организации.
Таким локальными актами являются: Приказ ГБУ РС (Я) "РБ N2 - ЦЭМП" от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении положения о стимулирующих выплатах за выполнение особо важных работ предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020", приказ ГБУ РС (Я) "РБ N2 - ЦЭМП" от ДД.ММ.ГГГГ N N "О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N", которыми утвержден Перечень должностей работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Должность и отделение, где работал Слепцов А.П. в указанный Перечень не включены.
Довод истца о праве на выплату по п. 11 Правил N 484, в связи с оказанием медицинской помощи пациентам у которых была диагностирована коронавирусная инфекция, не является основанием к отмене решения суда. За такую работу и имевшийся риск при работе ему произведены дополнительные стимулирующие выплаты по Постановлению от 02.04.2020 N 415 и региональным нормативным актам.
В отличие от стимулирующих выплат, определенных в Постановлении от 02.04.2020 N 415, выплата, предусмотренная Правилами N 484, имела назначение "за выполнение особо важных работ". По существу, такая работа осуществлялась в организациях (отделениях), специально перепрофилированных для работы с больными коронавирусной инфекцией.
Отклоняя доводы жалобы о том, что в Правилах N 484 нет указания на то, что спорные выплаты положены лишь лицам, работающим в "красной зоне" при перепрофилировании медицинских организаций и лечении новой вирусной инфекции, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался пунктами 3 и 7 Правил N 484, из которых следует, что размер межбюджетного трансферта на такие выплаты определяется с учетом количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, в i-м субъекте Российской Федерации, а также численности среднего медицинского персонала, участвующего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с Временным порядком, при том, что временным порядком и предусмотрено перепрофилирование медицинских организаций и маршрутизация пациентов с COVID-19 в такие медицинские организации.
В данном случае истец Слепцов А.П. является узким специалистом, который оказывал медицинскую помощь по сопутствующему заболеванию пациентам с коронавирусной инфекцией, то есть он не осуществлял лечение от COVID-19, а в ходе работы имел контакт с больными COVID-19.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с продолжающимися многочисленными обращениями медицинских организаций об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 своим письмом от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 дало аналогичные разъяснения, в силу которых стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются только тем медицинским работникам стационарных подразделений, которые непосредственно оказывали медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности обжалуемых постановлений суда, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Слепцова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.