Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н. и Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Первомайского районного Собрания депутатов Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 12 августа 2021 года
по административному делу N 3а-173/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ" об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОВОБЕРЕЖНОЕ" (далее - ООО "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Первомайскому районному Собранию депутатов Алтайского края, в котором с учетом уточнений просило признать недействующими со дня принятия подпункт 1 пункта 1 решения от 08 декабря 2015 года N 123 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размера годовой арендной платы за земли, предоставляемые в аренду без торгов, расположенные на территории Первомайского района, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края", (далее - Решение N 123) в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0080, подпункт 1 пункта 1 решения от 26 апреля 2017 года N 27 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размера годовой арендной платы за земли, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Первомайского района, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края", (далее - Решение N 27) в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0104, приложение 1 к решению от 26 февраля 2019 года N 5 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размера годовой арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду без проведения конкурсных процедур, расположенные на территории Первомайского района, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности
муниципального образования Первомайский район Алтайского края", (далее - Решение N 5) в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0135, а также приложение 1 к решению от 17 декабря 2019 года N 119 "Об установлении коэффициентов К и К1 при определении размера годовой арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду без проведения конкурсных процедур, расположенные на территории Первомайского района, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края", (далее - Решение N 119) в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0135.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков в Первомайском районе Алтайского края, что подтверждается договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N. При расчете арендной платы по указанным договорам арендодателем применяются оспариваемые коэффициенты, с размером которых ООО "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ" не согласно, так как коэффициенты К, используемые в расчетах арендной платы, являются экономически не обоснованными и существенно завышенными по сравнению с аналогичными коэффициентами, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года N 147 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края", (далее - Постановление N 147), что нарушает принцип экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Первомайского района Алтайского края и правительство Алтайского края.
Решением Алтайского краевого суда от 12 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими со дня принятия Решение N 123 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 0.1" в размере 0, 0080, Решение N 27 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 0.1" в размере 0, 0104, а также приложение 1 к Решению N 5 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Санниковского сельсовета, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 0, 1" в размере 0, 0135. Приложение 1 к Решению N 119 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Санниковского сельсовета, устанавливаемого от вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 0, 1" в размере 0, 0135.
Определением Алтайского краевого суда от 19 октября 2021 года в решении Алтайского краевого суда от 12 августа 2021 года исправлены описки, определено по всему тексту решения вместо "сельскохозяйственное использование код 0, 1" читать "сельскохозяйственное использование код 1.0", абзац пятый на странице десятой решения изложен в следующей редакции: "В ходе рассмотрения настоящего административного дела стороной административного ответчика представлены экономическое обоснование к проекту Решения от 08 декабря 2015 года, составленного 13 ноября 2015 года, следует, что увеличение коэффициентов для видов разрешенного использования земель за границами населенных пунктов на 2016 год относительно действующих в 2015 году коэффициентов составит 10% (л.д.172-175 т.3)".
В апелляционной жалобе Первомайское районное Собрание депутатов Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. Полагает, что довод административного истца о завышенности коэффициентов К и К1, установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами, со ссылкой на нормы Постановления N 147 является несостоятельным, поскольку оно устанавливает способ определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, в то время как оспариваемые решения приняты в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду без проведения конкурсных процедур, расположенных на территории Первомайского района Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края. Утверждение ООО "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ" об установлении коэффициентов К и К1 в произвольном размере неверно, так как дифференциация ставок была произведена с учетом основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582. Судом был сделан неправильный вывод о несоблюдении принципа экономической обоснованности в связи с тем, что анализ и оценка экономических фактов на уровень доходности уже включена в кадастровой стоимости, которая применима к формуле при определении размера арендной платы. Также административный ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений.
В письменных возражениях административный истец и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что Решение N 123, Решение N 27, Решение N 5 и Решение N 119 отвечают признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку они содержат нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера годовой арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду без проведения конкурсных процедур (торгов), расположенные на территории Первомайского района, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края.
Судом первой инстанции верно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края и ООО "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ" заключен договор N (далее - договор N) аренды земельного участка (сельскохозяйственного назначения) площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровый номер участка - "адрес"). Соглашением о внесении изменений в договор N от ДД.ММ.ГГГГ определено, что действие договора распространяется на отношения сторон, которые сложились между ними с 25 августа 2014 года по 24 августа 2063 года включительно.
В силу пунктов 2.1 и 2.2 договора N общая сумма арендной платы в денежной форме на 2014 года (с 25 августа 2014 года по 31 декабря 2014 года) составляет "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копейка. Расчет арендной платы в последующие годы производится арендатором самостоятельно с учетом изменений базовой ставки арендной платы, коэффициентов, принятых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Также между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края и административным истцом ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды N земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес"
Из материалов административного дела следует, что арендованные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного использования, арендная плата за которые согласно условиям договоров, а также сведениям администрации Первомайского района Алтайского края рассчитывается с учетом коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, установленного Решением N 123, Решением N 27, Решением N 5 и Решением N 119.
В связи с тем, что оспариваемые нормативные правовые акты применяются к ООО "ПРАВОБЕРЕЖНОЕ" для расчета задолженности по арендной плате за земельные участки, исковые заявления о взыскании которой рассматриваются в Арбитражном суде Алтайского края, и оно полагает, что коэффициенты К были установлены в нарушение принципов экономической обоснованности определения арендной платы и запрета необоснованных предпочтений, суд первой инстанции аргументированно констатировал право административного истца на обращение в Алтайский краевой суд с административным иском о признании недействующими в части Решения N 123, Решения N 27, Решения N 5 и Решения N 119.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом - Первомайским районным Собранием депутатов Алтайского края, в установленной форме - решения, с соблюдением требований к порядку их принятия и опубликования. Административное исковое заявление в части нарушения процедуры принятия правовых актов доводов не содержит.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу статьи 1 и пункта 4 статьи 3 закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" правительство Алтайского края (ранее - администрация Алтайского края) осуществляет регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв.м; КC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв.м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Решением N 123 установлены коэффициенты К и К1 при определении размера годовой арендной платы за земли, предоставляемые в аренду без торгов, расположенные на территории Первомайского района Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края. Подпунктом 1 пункта 1 Решения N 123 за земли, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Первомайского района Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования Первомайский район Алтайского края, для вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" установлен коэффициент К в размере 0, 0080. Данное решение вступило в законную силу 01 января 2016 года и признано утратившим силу 29 июня 2021 года.
Подпунктом 1 пункта 1 Решения N 27 определен аналогичный коэффициент К для вида разрешенного использования земельных участков "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0104. Согласно пункту 3 данного решения оно распространяет свое действие на правоотношения, сложившиеся с 01 апреля 2017 года. Решение N 27 утратило силу в связи с принятием Решения N 5.
Приложением 1 к Решению N 5 утвержден коэффициент К для земель, расположенных на территории Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, для вида разрешенного использования земельных участков "сельскохозяйственное использование код 1.0" в размере 0, 0135. Приведенное решение признано утратившим силу Решением N 119.
В приложении 1 к Решению N 119 предусмотрен коэффициент К для вида разрешенного использования земельных участков "сельскохозяйственное использование код 1.0" на территории Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края в размере 0, 0135.
На основании пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К числу таких принципов относятся, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В связи с тем, что оспариваемыми актами установлены коэффициенты, применяемые при расчете размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то расчет арендной платы, а также платы за фактическое пользование такими земельными участками должен быть произведен исходя из вышеуказанных принципов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом муниципального образования, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным ответчиком в материалы дела представлено экономическое обоснование к проекту Решения N 5, составленного 13 ноября 2015 года, из которого следует, что увеличение коэффициентов для видов разрешенного использования земель за границами населенных пунктов на 2016 год относительно действующих в 2015 году коэффициентов составит 10%.
Согласно экономическому обоснованию, подготовленному для принятия Решения N 27, спорный коэффициент К на 2017 год для земель сельскохозяйственного использования рассчитывается на основе уже принятого коэффициента на 2016 год Решением N 123 с учетом увеличения на 31%, рассчитанного на основе метода сопоставления рыночной и кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. При этом экономического обоснования такого коэффициента, который был установлен ранее и применялся при расчете арендной платы в 2015 в материалы административного дела не представлено.
Для подтверждения обоснованности установленного коэффициента в 2019 году Первомайским районным Собранием депутатов Алтайского края представлено технико-экономическое обоснование, подготовленное сотрудниками ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" 28 января 2019 года, согласно которому коэффициент, устанавливаемый от вида разрешенного использования земельного участка - К должен рассчитываться исходя из формулы: К = (А х 1) : (КС х 1), где А - арендная плата, КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Определение рыночной стоимости арендной платы возможно, как непосредственно - из публичных объявлений по предложениям аренды с поправкой на уторгование и по результатам проведения аукционов без введения поправки на уторгование, так и косвенным путем - посредством нахождения рыночной стоимости земельных участков конкретных видов разрешенного использования с корректировкой на соответствующий валовый рентный мультипликатор. Для определения рыночной стоимости земельных участков по различным видам разрешенного использования с сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо выгрузить отчеты об оценке земельных участков зоны 1 (по группировке RID Analitiks), к которой относится Первомайский район Алтайского края. Валовый рентный мультипликатор может быть получен методом экстракции - "выжимки" с рыночных сделок или на основе экспертных оценок компетентных оценщиков.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля сотрудник ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" ФИО7, участвовавший в разработке приведенного технико-экономического обоснования, показал, что при установлении оспариваемого коэффициента К какие-либо оценочные характеристики земельных участков не анализировали, исходили из того, что доходность земельных участков с учетом их разрешенного использования учтена при установлении кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая стоимость конкретного земельного участка не оспорена, значит она устраивает его владельца.
Из письма управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ N в состав ценообразующих факторов при проведении массовой кадастровой оценки включены: перечень всех сельскохозяйственных культур, возможных к выращиванию, допустимые севообороты, нормативная урожайность каждой сельскохозяйственной культуры, состав почвенных разновидностей, удельные затраты на возделывание и уборку каждой сельскохозяйственной культуры и другое. Проанализированы объявления о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, опубликованные в средствах массовой информации Алтайского края; выявлена и оцифрована зависимость цены предложения 1 кв.м. земельных участков сельскохозяйственного назначения от общей площади земельных участков при прочих равных условиях; определен диапазон средней цены предложения на земельные участки сельскохозяйственного назначения, который составил от 0, 3 до 25 руб. за 1 кв.м; проанализировано влияние фактора на местоположение на формирование цены предложения на земельные участки. Расчет удельного показателя кадастровой стоимости земель производился по видам использования земель в каждом муниципальном районе, как средних арифметических взвешенных по площади объектов оценки значений удельных показателей кадастровой стоимости.
На основании изложенного, оценив все имеющиеся в материалах административного дела доказательства и правильно применив нормы материального права, Алтайский краевой суд сделал верный вывод о том, что при установлении коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0", был нарушен принцип экономической обоснованности, так как при определении оспариваемых коэффициентов не учитывался показатель доходности земель данной категории, расположенных в Первомайском районе Алтайского края, в том числе данные о прибыли, получаемой арендаторами от осуществления разрешенной деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участков, местоположение земельного участка, уровень коммерческой привлекательности, градостроительная ценность, функционально-планировочная структура, тенденции развития сельского хозяйства. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы использование при расчете арендной платы кадастровой стоимости в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как соблюдение принципа экономической обоснованности.
Указание в апелляционной жалобе на неправильность доводов административного истца о завышенности коэффициентов К и К1, установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами, со ссылкой на нормы Постановления N 147, судебной коллегией отклоняется, поскольку Решение N 123, Решение N 27, Решение N 5 и Решения N 119 в оспариваемой части признаны судом недействующими на основании несоблюдения принципа экономической обоснованности, утвержденного Постановлением N 582, а не на основании их противоречия Постановлению N 147.
Кроме того, вопреки позиции апеллянта в обжалуемом судебном акте суд первой инстанции отклонил довод административного истца о том, что при установлении приведенных значений коэффициента был нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений.
Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемых частях подлежат признанию недействующими, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", Решение N 119, действующее в настоящее время, суд первой инстанции обосновано признал не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу, а Решение N 123, Решение N 27 и Решение N 5, которые на момент рассмотрения административно-правого спора по существу утратили силу - не действующими со дня их принятия.
Неверное указание в резолютивной части судебного акта номера Решения N 27 (указан N 273) суд апелляционной инстанции расценивает как описку, подлежащую исправлению Алтайским краевым судом после возращения административного дела в суд первой инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Первомайского районного Собрания депутатов Алтайского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.