Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Институт Транснефтегазпроект" Супруна А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 65 Тверской области от 28 апреля 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 10 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО "Институт Транснефтегазпроект" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 65 Тверской области от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 10 сентября 2021 года, ООО "Институт Транснефтегазпроект" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 2 405 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Институт Транснефтегазпроект" Супрун А.А. просит отменить постановлений, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 94 этого же Закона Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Из представленных материалов следует, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения на территории Тверской области мероприятий Национального проекта "Экология".
В соответствии с паспортом регионального проекта "Чистая страна", государственной программой Тверской области "Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области" на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26.12.2016 N 414-пп в 2020 году запланирована разработка проектно-сметной документации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а именно на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов в г. Бологое Тверской области.
Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 06 апреля 2020 года с ООО "Институт Транснефтегазпроект" заключен государственный контракт N 19 на разработку проектно-сметной документации по рекультивации свалки в г. Бологое Тверской области. Денежные средства предусмотрены в областном бюджете Тверской области в объеме 4 810 000 (четыре миллиона восемьсот десять тысяч) рублей.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок выполнения работ с момента заключения контракта по 30 сентября 2020 года.
Результатом выполнения работ является разработанная исполнителем в соответствии с техническим заданием проектная документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное включение определения достоверности сметной стоимости.
Вместе с тем, ООО "Институт Транснефтегазпроект" нарушило условие Контракта о сроке выполнения работ, по состоянию на 16.03.2021 г. документы в Министерство Природных ресурсов и экологии Тверской области не были представлены.
В связи с этим направление в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявки для участия в отборе субъектов РФ для предоставления субсидии в 2022 году в установленный законом и паспортом проекта срок до 01 июня 2021 г. стало невозможным.Неисполнение государственного контракта ООО "Институт Транснефтегазпроект" в установленный срок повлекло неисполнение мероприятий государственной программы Тверской области "Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017 - 2022 годы" на 2020 год в части реализации мероприятия, необходимость ее изменения в 2021 году, а также внесение изменений в закон Тверской области от 28.12.2020 N 84-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в части сроков реализации мероприятия и его оплаты.
Более того, был нарушен срок подачи заявки на получение субсидии средств федерального бюджета на проведение работ по рекультивации в г. Бологое Тверской области, что поставило под угрозу реализацию мероприятия национального проекта "Чистая страна".
Отмеченные нарушения причинили существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, а также привели к неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий национального проекта "Экология"
Таким образом, ООО "Институт Транснефтегазпроект" в 00.00 часов 01 октября 2020 года по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Горького, д. 97 (место сдачи работ заказчику) допустило нарушение статьи 94 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соблюдению сроков исполнения государственного контракта.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает о необоснованности привлечения общества к административной ответственности с указанием на то, что неисполнение в установленный срок предусмотренных государственным контрактом обязательств связано исключительно с виновными действиями заказчика.
Данный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признан судебными инстанциями не исключающим виновность общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Объективных данных, безусловно указывающих на то, что действия заказчика повлекли неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в установленный срок, а равно на то, что неисполнение условий контракта допущено по независящим от подрядчика обстоятельствам, не имеется.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что судебными инстанциями не установлено причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, подлежит отклонению.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Определяющим для квалификации административного правонарушения по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего.
Как установлено судебными инстанциями неисполнение обществом обязательств, предусмотренных контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках государственной программы "Чистая страна", государственной программой Тверской области "Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области" на 2017 - 2022 годы".
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применений положений частей 3.2, 3.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 65 Тверской области от 28 апреля 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 10 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО "Институт Транснефтегазпроект" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "Институт Транснефтегазпроект" Супруна А.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.