Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Ивановой В.А. по доверенности Просвирина В.В. на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 мая 2021 года по административному делу N 2а-5/2021 по административному исковому заявлению Ивановой Валентины Александровны к Комитету по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области и обязании административного ответчика восстановить нарушенные права, заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Просвирина В.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванова В.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжения Комитета по Управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области (далее - Комитет) от 4 февраля 2019 года и обязании административного ответчика восстановить нарушенное право путем возобновления действия договора аренды земли от 15 ноября 2017 года N 27/17, и заключения дополнительного соглашения к указанному договору на оставшийся срок аренды с даты издания оспариваемого распоряжения, то есть на 24 месяца с даты регистрации в Управлении Росреестра по Тверской области.
Требования мотивированы тем, что 15 ноября 2017 года между мужем административного истца Ивановым М.Е. и Комитетом по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области договор N27/17 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 132 983 кв.м, расположенного по адресу "адрес", сроком на три года, начало срока с 15 января 2018 года, разрешённое использование: для использования в целях сенокошения.
Реализуя наследственные права после умершего 7 июля 2018 года супруга, 16 апреля 2019 года административный истец обратилась с заявлением к арендодателю о замене стороны в указанном договоре аренды земельного участка. 4 декабря 2019 года распоряжением N 830 заявление Ивановой В.А. удовлетворено, в этот же день между сторонами подписано соглашение о замене стороны по договору аренды от 15 ноября 2017 года N 27/17. Во исполнение договора административный истец в период с 2018-2019 год вносила арендную плату за земельный участок. В сентябре 2020 года ей сообщили о расторжении договора аренды на основании распоряжения от 4 февраля 2020 года N 59. По мнению административного истца, законные основания для расторжения договора аренды отсутствуют.
Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 4 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов, указывая на неверное применение судами обеих инстанций норм процессуального и материального прав. Так административный истец указывает, что при принятии оспариваемых судебных актов судами игнорировано то обстоятельство, что соглашение о замене стороны в договоре аренды содержало обязанность административного истца использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование в соответствии со статьей 123 Лесного кодекса Российской Федерации. Ссылка административного ответчика на подпункт. "г" п.1 Распоряжения Правительства Тверской области от 06 июня 2018 года N220-рп "Об усилении охраны лесов, лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд" является необоснованной, поскольку никаких действий по мониторингу земель и выявлению лесных насаждений не проводилось. Данные о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в материалы дела не представлено. Действиями административного ответчика нарушены требования части 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные лица участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Как следует из установленных судами по делу обстоятельств, 15 ноября 2017 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области (арендодатель) и Ивановым М.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 132 983 кв.м, расположенного по адресу: Шараповское сельское поселение "адрес", вид использования - для сенокошения. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15 января 2018 года.
В связи со смертью умершего 7 июля 2018 года Иванова М.Е, по заявлению административного истца, распоряжением Комитета от 4 декабря 2019 года N 830 произведена замена арендатора в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером N, согласно которому права и обязанности по указанному договору аренды перешли к супруге умершего Ивановой В.А.
В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения соглашение вступает в силу с момента государственной регистрации.
Вместе с тем, государственная регистрация перехода права Ивановой В.А. не произведена.
В рамках проводимой Прокурором Заподнодвинского района Тверской области на земельном участке с кадастровым номером N выявлена незаконная вырубка лесных насаждений, в связи с чем, 13 декабря 2019 года Главе администрации Западнодвинского района Тверской области проверки вынесено представление N 18.1-2019 об устранении нарушений земельного законодательства.
Во исполнение представления прокурора, в связи с выявлением на земельном участке лесных насаждений, Комитетом 19 декабря 2019 года в адрес Ивановой В.А. за N 433 направлено письменное уведомление о невозможности использования земельного участка в целях сенокошения и отказе в замене стороны в договоре аренды.
Распоряжением Комитета от 4 февраля 2020 года N 59 (с учетом распоряжения от 16 декабря 2020 года N 802 об исправлении технической описки в дате распоряжения N 59) в связи со смертью Иванова М.Е. и наличием на земельном участке лесных насаждений, договор аренды спорного земельного участка расторгнут.
В связи с чем, 12 февраля 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) запись о регистрации указанного договора аренды была погашена.
Распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года N 991-рп "о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель лесного фонда", земельный участок с кадастровым номером N переведен в категорию земель лесного фонда, распоряжение вступило в силу с момента его подписания.
13 января 2021 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь статьями 7, 8, 11, 12, 22, 27, 45, 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьи 11 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и установив, что спорный земельный участок распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года N 991-рп отнесен к категории земель лесного фонда и находится в федеральной собственности, указанное распоряжение не отменено и не оспорено, в полномочия административного ответчика предоставление земель лесного фонда в аренду не входит, суды обеих инстанций не нашли оснований для признания незаконным оспариваемого Ивановой В.А. распоряжения Комитета от 4 февраля 2020 года N 59, указав при том, что избранный административным истцом способ защиты права противоречит требования законодательства о лесе.
Судебная коллегия находит указанные выводы верными, основанными на правильном применении положений закона и надлежащей оценке доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ и пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение лесными участками, относящимся к землям лесного фонда и находящимся в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок, в том числе право аренды, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме ГК РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как установлено в процессе рассмотрения спора судом, на спорном земельном участке, переданном в аренду Иванову М.Е. в 2017 году, для использования в сельскохозяйственных целях (для сенокошения), произрастают лесные насаждения и производится их незаконная рубка, что подтверждено результатами проверки проводимой прокуратурой Заподнодвинского района Тверской области.
Учитывая, что сложившаяся экологическая система - лес, не допускает его использование для сельскохозяйственных нужд, при том, что административный ответчик не обладает полномочиями на распоряжение землями лесного фонда, а у Ивановой В.А. отсутствует право использования леса, суды обоснованно признали, что распоряжение административного ответчика от 4 февраля 2020 года N 59 (с учетом распоряжения от 16 декабря 2020 года N 802 об исправлении технической описки в дате распоряжения N 59) о расторжении договора аренды издано в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 11 и 29 ЗК РФ, части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ и соответствует действующему законодательству.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Распоряжения Правительства Тверской области от 6 июня 2018 года N 220-рп "об усилении охраны лесов, лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в состав лесной фонд" главам муниципальных образований Тверской области предписано, в случае выявления на земельных участках находящихся в муниципальной собственности лесных насаждений, направлять в двухнедельный срок в Правительство Тверской области ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
На дату обращения административного истца в суд, спорный земельный участок по ходатайству администрации Западнодвинского района, распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года N 991-рп переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Таким образом, у административного ответчика отсутствуют полномочия на распоряжение земельным участком, в связи с чем, избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права невозможен.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, нарушений, которые повлияли на исход дела, не допущено.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Кассационная жалоба Ивановой В.А. не содержит ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 КАС РФ существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 4 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 мая 2021 года- оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Ивановой В.А. по доверенности Просвирина В.В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.