Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д., Жудова Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 октября 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 29 сентября 2021 года) кассационную жалобу Жуковского С.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-5/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца Жуковского С.В. - Ефимовой Е.И, Плоховой Д.В, судебная коллегия
установила:
Жуковский С.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (ранее - "адрес"), площадью 152, 3 кв.м, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 2 марта 2016 года.
Ранее указанный дом принадлежал ФИО5 (53/100 доли в праве общей долевой собственности), ФИО6 (1/2 доля), ФИО7 (32/100 доли) и их наследникам.
В настоящее время собственником всего жилого дома является Жуковский С.В. (наследник ФИО5).
Правопредшественники долей в указанном жилом доме пользовались также земельным участком, на котором он был расположен. Так, ФИО5 был выделен земельный участок площадью 400 кв.м, ФИО6 - 600 кв.м. и ФИО7 - 160 кв.м, что подтверждается архивными копиями из похозяйственных книг от 29 марта 2018 года за 1949-1951 года, за 1958-1960 годы - в отношении хозяйства ФИО7
5 апреля 2019 года Жуковский С.В. обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 870 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования не установлен, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом.
Уведомлением Росреестра по г. Москве от 16 апреля 2019 года N 77/005/239/2019-467 Жуковскому С.В. сообщено о приостановлении государственной регистрации на срок устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 18 июля 2019 года.
Приостановление действий по государственной регистрации права осуществлено на том основании, что для государственной регистрации земельного участка в порядке статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) земельный участок должен быть ранее учтенным по смыслу пункта 6 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, в то время, когда согласно данным ЕГРН сведения о заявленном земельном участке внесены в ЕГРН на основании межевого плана, составленного в соответствии с проектом планировки территории. Кроме того, земельный участок учтен без указания вида разрешенного использования. Сообщены основания предоставления земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, осуществляющего Департаментом городского имущества г. Москвы. Указано об отсутствии возможности установления бесспорных оснований для возникновения заявленного права ввиду отсутствия правоустанавливающих документов уполномоченного органа.
11 октября 2019 года Жуковский С.В. обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о присвоении земельному участку с кадастровым номером N статуса "ранее учтенный" и вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" или "для индивидуального жилищного строительства"
Уведомлением от 26 октября 2019 года N 77/19-147781 Жуковскому С.В. сообщено о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в кадастр недвижимости ЕГРН о виде разрешенного использования по тем основаниям, что ЕГРН не содержит сведения о территориальной зоне, в границах которой расположен спорный земельный участок, и в отношении земельного участка отсутствует актуальная запись о праве собственности в отношении Жуковского С.В, т.е. обратилось ненадлежащее лицо.
В дополнение к этому в уведомлении от 18 ноября 2019 года N 77/19-158678 об отказе в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета изменений сообщено, что в Правилах землепользования и застройки г. Москвы для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, предусмотрен вид разрешенного использования под кодом 2.1.0 "размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания высотой не выше трех наземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подобных сооружений". Однако формулировка испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует виду разрешенного использования, установленного Правилами.
На очередное обращение Жуковского С.В. уведомлением Росреестра по г. Москве от 30 декабря 2019 года N 77/19-182766 было отказано в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета изменений по тем же основаниям: ввиду несовпадения формулировки вида разрешенного использования земельного участка в заявлении от 11 октября 2019 года виду разрешенного использования, установленному Правилами, и ввиду обращения с соответствующем заявлением ненадлежащего лица.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 27 января 2020 года N 77-0-1-71/3034/2019-557 Жуковскому С.В. сообщено об отказе в государственном кадастровом учете по заявлению от 11 октября 2019 года объекта недвижимости по аналогичным основаниям, приведенным выше.
Данному уведомлению предшествовало уведомление Управления Росреестра по г. Москве от 13 января 2020 года N 77/005/239/2019-467, которым Жуковскому С.В. сообщено об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка в связи с истечением срока приостановления и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, указанных в уведомлении от 16 апреля 2019 года.
Жуковский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 27 января 2020 года N 77-0-1-71/3034/2019-557, возложении обязанности внести изменения в сведения о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N, присвоив ему вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и изменив статус объекта недвижимости с "учтенного" на "ранее учтенный";
признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 13 января 2020 года N 77/005/239/2019-467, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0019001:2064.
Требования мотивировал тем, что земельный участок образован из трех земельных участков, права бывших владельцев на которые подтверждены выписками из земельных шнуровых книг и признаны судебными актами. Оспариваемые решения являются незаконными, поскольку им представлен необходимый пакет документов для совершения Управлением Росреестра по г. Москве соответствующих действий.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Жуковского С.В. отказано.
В кассационной жалобе Жуковского С.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из аналогичных оснований, приведенных в оспариваемых решениях Управления Росреестра по г. Москве, а также в предшествовавших им уведомлениях о приостановлении осуществления государственных регистрационных действий.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, административный истец указывает на неправильное применение норм материального права.
Проверяя эти доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 2, 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 названного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства предусмотрены статьей 49 Закона N 218-ФЗ и заключаются в том, что государственная регистрация права собственности гражданина, приобретшего право собственности на расположенное на земельном участке здание, на такой земельный участок, предоставленный прежнему владельцу до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30 октября 2001 года) осуществляется на основании нижеперечисленных документов и устанавливающих или удостоверяющих право любого прежнего собственника здания (строения) или сооружения на этот земельный участок:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Проанализировав положения приведенной нормы в системной взаимосвязи с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, Управление Росреестра по г. Москве, с позицией которого согласились при рассмотрении настоящего дела суды нижестоящих инстанций, исходили из того, что объектами земельных правоотношений могут выступать только земельные участки, сформированные в установленном законом порядке и поставленные на государственный кадастровый учет. При этом для применения при государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании статьи 49 Закона N 218-ФЗ необходимо, чтобы документ, на основании которого в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке, одновременно являлся документом, на основании которого данный земельный участок был предоставлен гражданину - любому прежнему собственнику здания (строения, сооружения), расположенного в его границах (то есть земельный участок должен быть ранее учтенным по смыслу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ). Однако согласно данным ЕГРН сведения о заявленном к регистрации земельном участке по адресу: "адрес" внесены в ЕГРН на основании межевого плана, составленного в соответствии с проектом планировки территории. Кроме того, согласно актуальным данным ЕГРН земельный участок, в отношении которого к регистрации заявлено право собственности, учтен без указания на вид разрешенного использования.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, площадью 870 кв.м. поставлен на кадастровый учет 26 февраля 2019 года и имеет статус "учтенный".
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Действительно, с 1 января 2017 года с вступлением в силу Закона N 218-ФЗ произошли изменения в процедуре постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и в процедуре регистрации прав. До 1 января 2017 года государственный кадастровый учет объектов недвижимости представлял собой самостоятельную процедуру. После указанной даты процедура кадастрового учета и государственная регистрация прав стали неотделимы, требуя при этом представление более объемного перечня документов, в том числе на земельный участок - межевого плана.
Как следует из материалов дела, земельный участок на кадастровый учет был поставлен 26 февраля 2019 года, с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок административный истец Жуковский С.В. обратился 5 апреля 2019 года.
Указанный временной промежуток свидетельствует о том, что постановка Жуковским С.В. земельного участка на кадастровый учет фактическая была обусловлена целью, связанной с необходимостью осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При этом постановка земельного участка 26 февраля 2019 года на государственный кадастровый учет не отменяет факта предоставления земельного участка предыдущим правопредшественникам до дня введения в действие Земельного кодекса РФ 30 октября 2001 года и не препятствовало обращению Жуковского С.В. в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, представив эти документы, на основании которых данный земельный участок был предоставлен прежним собственникам здания (строения, сооружения), расположенного в его границах.
Следует отметить, что Жуковским С.В. в качестве таких документов в регистрирующий орган были представлены архивные копии похозяйственных шнуровых книг Мякининского сельского Совета Кунцевского района Московской области, выданные 29 марта 2018 года администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, что соответствует положениям пункта 3 части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, из содержания нормы статьи 49 Закона N 218-ФЗ не следует, что предварительная постановка земельного участка на кадастровый учет препятствует в государственной регистрации права собственности на него, равно как и отсутствие вида разрешенного использования земельного участка, поставленного на учет.
Изложенное выше свидетельствует о нарушении норм материального права, в связи с чем судебные акты в части отказа в удовлетворении требования Жуковского С.В. о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 13 января 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования в соответствующей части.
Что касается требования о возложении обязанности зарегистрировать право собственного на земельный участок с кадастровым номером N, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2, частями 3 и 9 статьи 227 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемого решения; в случае, если будет установлено его несоответствие закону, суд, признавая это, возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений прав административного истца, которое явилось следствием незаконного решения, действия (бездействия) административного ответчика.
Поскольку административный ответчик обладает исключительной компетенцией в вопросе осуществления государственной регистрации права собственности, суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, то судебная коллегия считает необходимым при вынесении решения возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Жуковского С.В. от 5 апреля 2019 года о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N
Требования административного истца о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 27 января 2020 года N 77-0-1-71/3034/2019-557, возложении обязанности внести изменения в сведения о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N, присвоив ему вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и изменив статус объекта недвижимости с "учтенного" на "ранее учтенный", были обусловлены отказом административного ответчика в регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем решение от 27 января 2020 года также не может быть признано законным.
Однако поскольку судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 13 января 2020 года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок судебной коллегией отменяются, то соответствующие вопросы, поставленные в заявлении Жуковского С.В. от 11 октября 2019 года, подлежат совместному рассмотрению с его заявлением от 5 апреля 2019 года.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2021 года отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлением от 13 января 2020 года N 77/005/239/2019-467, об отказе ФИО1 в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 870 кв.м, с кадастровым номером N.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлением от 27 января 2020 года N 77-0-1-71/3034/2019-557.
Возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 870 кв.м, с кадастровым номером N от 5 апреля 2019 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Н.В. Жудов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.