Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-65/2020 по иску Федорова Олега Викторовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области об оспаривании решений жилищно-бытовой комиссии
по кассационной жалобе Федорова О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, истца Федорова О.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоров О.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области о признании незаконными решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от 03.04.2019 (протокол N 3) и от 01.08.2019 (протокол N 6), восстановлении его в списках, нуждающихся в жилых помещениях и включении его в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Требования мотивированы тем, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ НК-1 УФСИН России по Тамбовской области от 03.04.2019 (протокол N 3) постановлено не включать прапорщика внутренней службы в отставке Федорова О.В, замещавшего должность инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области на 2020 год.
Причинной отказа послужил тот факт, что он зарегистрирован и проживает в "адрес" общей площадью 53, 2 кв. Указанная квартира в равных долях принадлежит ФИО11 (мать Федорова О.В.) и ФИО12 (сын Федорова О.В.) на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от 23.07.2008.
По этим же основаниям, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от 01.08.2019 (протокол N 6) он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.
10.12.2019 жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области приняла решение, оформленное протоколом N8 "О внесении изменений в ранее принятое решение от 01.08.2019", в соответствии с которыми он снят с учета нуждающихся в жилье не по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с неправомерностью действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 12 февраля 2020 г. исковые требования Федорова О.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июня 2020 г. решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 12 февраля 2020 г. отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Федорова О.В. отказано.
В кассационной жалобе истцом Федоровым О.В. ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного и необоснованного. В обоснование несогласия с судебным постановлением указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о соответствии требованиям законодательства решения комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты ввиду отсутствия у него такого необходимого условия, как принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти являются неправильными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, третьи лица, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой кой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" п.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем 13 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В силу п.п. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Содержание названных норм закона указывает на то, что в период службы служащие подлежат обеспечению жилищной субсидией или жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечения их весь срок службы служебными жилыми помещениями, признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания, гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно решению Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове" установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Тамбове в размере 14 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в предмет регулирования которого входят вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) (ч.1 ст.1 данного Закона).
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, в том числе, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.07.1995 на основании решения жилищно-бытовой комиссии при учреждении ЯТ-30/1 ФИО8 (отец истца), зарегистрированный и проживающий в "адрес" общей площадью 53, 2 кв.м, был включен в список лиц нуждающихся в жилье с составом семьи 5 человек (ФИО11 - супругой, сыном ФИО1, снохой ФИО9 и внуком ФИО12).
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО8.
21.04.2003 сотрудник ИК-1 Федоров О.В. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилье вместо умершего отца ФИО8
В 2005 году брак между Федоровым О.В. и ФИО9 был расторгнут, ФИО9 сменила место регистрации и проживания.
Согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 23.06.2008 администрация г. Тамбова передала в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому ФИО11 и Федорову Д.О. "адрес" общей площадью 53, 2 кв.м.
Федоров О.В. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался.
Из материалов дела усматривается, что с 2005 года в "адрес" были зарегистрированы и проживали три человека - Федоров О.В, его мать ФИО11 и его сын ФИО12. Общая площадь жилого помещения составляет 53, 2 кв.м, на каждого члена семьи приходится 17, 7 кв.м.
После приватизации названной квартиры 23.06.2008 ФИО11 и ФИО12 за истцом сохранилось право пользования данным жилым помещением как за лицом, отказавшимся от приватизации, и членом семьи собственников квартиры.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановка на учет нуждающихся в жилье в 2003 году сотрудника ИК-1 Федорова О.В. вместо умершего отца ФИО8 не входит в противоречие со ст. 32 ЖК РСФСР (действовавшей на тот период). С момента постановки Федорова О.В. в 2003 году на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до момента его снятия с учета в 2019 году истец не был обеспечен жильем.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с его выводами, указав, что одним из юридически значимых обстоятельств по данному делу являлось установление судом наличия (или отсутствия) оснований для нахождения Федорова О.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, установив, что истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи истца приходится более учетной нормы, судебная коллегия пришла к выводу о законности оспариваемых решений жилищной комиссии ответчика и как следствие об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами судебной коллегии об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федорова Олега Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.