Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захарвой С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Галины Вячеславовны к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа г. Москвы о взыскании неполученной региональной социальной доплаты к пенсии, компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-997/2021)
по кассационной жалобе Королевой Галины Вячеславовны на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Королевой Галины Вячеславовны, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Королева Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения ЗАО города Москвы (далее - УСЗН ЗАО г. Москвы, третье лицо - ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о взыскании неполученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.04.2020 по 31.05.2020 в размере 21509, 22 руб, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб, возмещении расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что по достижении установленного законом срока Королева Г.В. 16.03.2020 обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии, которая назначена ей с 16.03.2020 в размере 8745, 39 руб, однако получить справку о назначении пенсии для ее предоставления в УСЗН ЗАО г. Москвы в целях назначения региональной социальной доплаты к пенсии не представилось возможным ввиду введения режима самоизоляции на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Необходимая справка о назначении пенсии была получена истцом только 06.05.2020 и представлена в Отдел СЗН района "Проспект Вернадского" УСЗН ЗАО г. Москвы 07.05.2020, на основании чего истцу назначена региональная социальная доплата к пенсии в размере 10754 руб. только с 01.06.2020.
На обращение о выплате доплаты к пенсии с 01.04.2020 УСЗН ЗАО г.Москвы ответил отказом, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на социальное обеспечение, причиняющим моральный вред, поскольку ответчиком проигнорированы имевшиеся в этот период ограничения и доплата к пенсии не получена не по вине истца.
Решением Никулинского районного суда г. Москквы от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Королева Г.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судами не учтено то обстоятельство, что для получения региональной социальной доплаты к пенсии безусловно требовалась справка о назначении пенсии как законное основание для её назначения. Данные обстоятельства подтверждаются информацией на официальном портале Мэра Москвы, в котором изложен перечень документов для подачи заявления на данную доплату и без подтверждения статуса пенсионера документы не принимаются, особенно в электронном виде, так как программа без данного документа не может зарегистрировать абонента. Между тем, судами первой и апелляционной инстанции эти факты не исследовались и не устанавливались. Кроме того, судами не учтено, что именно из-за пандемии и невозможности попасть в учреждения Пенсионного фонда, соцзащиты и МФЦ документы о статусе пенсионера получить было невозможно.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Королевой Г.В. с 16.03.2020 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 8745, 39 руб, о чем 06.05.2020 ей выдана справка N 891375/20 (л.д. 8).
07.05.2020 через Московский портал государственных услуг Королева Г.В. обратилась в ОСЗН района Проспект Вернадского УСЗН ЗАО г. Москвы с заявлением о выплате ей региональной социальной доплаты к пенсии, установленной Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которая назначена и выплачивается истцу с 01.06.2020 в размере 10754, 61 руб.
Полагая, что региональная социальная доплата к пенсии должна быть назначена с 01.04.2020, истец обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, в ответе которого от 25.06.2020 N 1479 указано, что оснований для назначения истцу региональной социальной доплаты к пенсии с 01.04.2020 не имеется, поскольку доплата установлена с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты, в период с 16.03.2020 по 29.03.2020 ЦГУ МФЦ г.Москвы работали в обычном режиме, а отсутствие у истца справки о назначении пенсии не могло повлечь отказ в приеме ее заявления (л.д. 20- 23).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период назначение региональной социальной доплаты к пенсии носило заявительный характер, за назначением региональной социальной доплаты к пенсии истец обратилась 07.05.2020, в связи с чем назначение ей такой доплаты с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением, основано на положениях действующего законодательства, а оснований для назначения доплаты с апреля 2020 года у ответчика не имелось.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции указал, что региональная социальная доплата к пенсии не назначена истцу с 01.04.2020 не по вине ответчика, в связи с чем ссылка истца на п. 38 Порядка, которыми установлено, что суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения города Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, несостоятельна.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона судом первой и апелляционной инстанции не были выполнены.
Порядок и основания назначения региональной доплаты к пенсии установлен Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Такой же порядок установлен в подп. "д" п. 14 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты (в редакции на день обращения за социальной доплатой) указано, что неработающим пенсионерам региональная социальная доплата назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера. В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений.
В соответствии с п. 37 и 39 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП суммы назначенной пенсионеру региональной социальной доплаты, не полученные им своевременно, выплачиваются за все прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу обращения пенсионера за получением указанной доплаты (пункт 37).
Выплата сумм региональной социальной доплаты, не полученных своевременно по вине органа, осуществляющего ее, производится пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (пункт 38).
В соответствии с п. 2.1 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии и порядка рассмотрения заявлений о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП в заявление, подаваемое при обращении в МФЦ с использованием Портала, гражданином (далее - заявитель) включаются следующие сведения, в том числе:
2.1.9 сведения о виде пенсии (пенсий) и органе, которым назначена пенсия (пенсии) в городе Москве заявителю, ребенку, не достигшему возраста 18 лет, лицу, находящемуся под опекой или попечительством.
В соответствии с 2.4 названных Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии одновременно с заявлением о назначении региональной социальной доплаты, подаваемым в соответствии с настоящими Правилами в МФЦ, заявителем в МФЦ представляются следующие документы:
2.4.1. Справка пенсионного органа федерального органа исполнительной власти или иной ведомственной пенсионной службы о размере пенсии и сроке ее назначения в городе Москве (за исключением случаев назначения пенсии (пенсий) пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы безопасности Российской Федерации).
2.4.2. Уведомление о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, прекратившего правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (в случае добровольного вступления в такие правоотношения).
2.4.3. Архивные документы, содержащие сведения о периодах регистрации в городе Москве по месту жительства лица, в отношении которого обращается заявитель, по прежним адресам проживания в городе Москве.
2.4.4. Документы, подтверждающие регистрацию актов гражданского состояния (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена компетентными органами иностранного государства).
При этом указанные документы должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на русский язык. В случаях, предусмотренных федеральными законами, верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
В соответствии с 2.7 названных Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии при подаче в МФЦ заявителями, указанными в пункте 1.3.2 настоящих Правил, заявлений о назначении региональной социальной доплаты работник МФЦ:
2.7.1. Осуществляет прием и регистрацию заявления и документов, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящих Правил, в соответствующей информационной системе города Москвы в день обращения с заявлением.
2.7.2. Обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 2.9 настоящих Правил, передачу заявления и документов в УСЗН города Москвы по месту жительства (пребывания) лица, находящегося под опекой или попечительством, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем подачи заявления в МФЦ.
2.7.3. Отказывает при наличии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 2.9 настоящих Правил, и выдает по требованию заявителя уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин такого отказа.
Обращаясь в суд, истец ссылалась на невозможность обращения с заявлением о назначении доплаты к пенсии при отсутствии справки о назначении к пенсии, поскольку получить справку о назначении пенсии для ее предоставления в УСЗН ЗАО г. Москвы в целях назначения региональной социальной доплаты к пенсии не представилось возможным ввиду введения режима самоизоляции на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Истица в доводах жалобы и в исковом заявлении последовательно ссылалась на то, что без подтверждения статуса пенсионера документы для назначения региональной доплаты не принимались, особенно в электронном виде, поскольку программа не может зарегистрировать абонента без указанного документа.
Необходимая справка о назначении пенсии была получена истцом только 06.05.2020 и представлена в Отдел СЗН района "Проспект Вернадского" УСЗН ЗАО г. Москвы 07.05.2020, на основании чего истцу назначена региональная социальная доплата к пенсии в размере 10754 руб. только с 01.06.2020.
Между тем, суда первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки доводам истицы о том, что она по объективным независящим от нее причинам в связи с введением в действие Указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не могла получить справку о назначении пенсии, а также не могла обратиться в Многофункциональный центр с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии, поскольку в период действия названных Указов Президента РФ с 30.03.2020 эти учреждения не работали.
Кроме того, судами не были проверены доводы истицы Королевой Г.В. о том, что у истицы не были приняты в электронном виде документы для назначения региональной доплаты без подтверждения статуса пенсионера, поскольку программа не регистрировала ее заявление без справки о назначении пенсии.
Суду необходимо было исследовать вопрос о том, мог ли заявитель, не имея справки о назначении пенсии и изложенных в ней сведений, получить в период с 30.03.2020 по 05.05.2020 самостоятельно доступ к Порталу государственных услуг и приему заявления в электронном виде.
Кроме того, принимая во внимание введение в действие названных выше Указов Президента Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отсутствие у истицы, достигшей пенсионного возраста, возможности самостоятельно без посторонней помощи получить доступ к Порталу государственных услуг и подать заявление в электронном виде, учитывая, что Многофункциональные центры, государственные и муниципальные органы, предназначенные для оказания необходимой помощи гражданам в подаче заявлений о назначении пенсии и региональной социальной доплаты в соответствующий период с 30.03.2020 по 05.05.2020 не работали, а также что, действуя добросовестно, истица сразу же после возобновления работы государственных органов и органов местного самоуправления обратилась с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии, суд должен был учесть все эти обстоятельства при применении пунктов 37 и 38 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП.
Судами первой и апелляционной инстанций должны были быть исследованы все доводы истца, доказательства, их обосновывающие, и им должна быть дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Никулинский районный суд г. Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.