Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Абасова К.А., судей Рассохи С.Б. и Ирзуна С.В., при секретаре судебного заседания Масляеве В.В., с участием представителя административного истца Афанасьева Ю.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-171/2021 по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица ФГАУ "Росжилкомплекс" Тарасова И.В. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 г. об удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Середы Юрия Николаевича об оспаривании решения территориального отделения г. Тюмень филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ирзуна С.В, окружной военный суд
установил:
в административном иске Середа оспорил решение территориального отделения г. Тюмень филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее - Отделение) от 18 февраля 2021 г. N 4, которым он и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 г. данный административный иск удовлетворен. Суд обязал начальника отделения отменить как незаконное оспоренное истцом решение и восстановить Середу и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Тарасов просит судебное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Обосновывая свои требования, автор жалобы указывает, что Середа ранее был обеспечен жилым помещением за счет военного ведомства, его государству не сдал и потому не подлежал учету в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку повторное обеспечение жильем законом не предусмотрено.
Заслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив дело и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из дела, Середа проходит военную службу по контракту с 1993 г. по настоящее время в войсковой части 34244, дислоцированной в г. Югорске ХМАО, и в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на обеспечение жилым помещением на постоянной основе.
В июле 1999 года Середа по месту военной службы на состав семьи из трех человек получил 2-х комнатную квартиру общей площадью 39, 7 кв.м.
На основании распоряжения заместителя Министра государственного имущества Российской Федерации от 13 июля 1999 г. N 977-р указанное жилое помещение, принадлежащее Минобороны России, было передано в муниципальную собственность г. Югорска.
В октябре 2004 г. органом местного самоуправления Середе на данную двухкомнатную квартиру выдан новый ордер, а в июле 2006 года она была передана в собственность супруге административного истца в порядке приватизации.
22 апреля 2015 г. супруга административного истца приобрела в собственность другое жилое помещение г. Югорске - однокомнатную квартиру общей площадью 28, 9 кв.м.
В октябре 2015 года Середа расторг брак. При этом в сентябре того же года он заключил с бывшей супругой соглашение о разделе имущества, согласно которому полученная ранее от военного ведомства двухкомнатная квартира перешла в собственность административного истца, а приобретенная по договору купли-продажи в период брака однокомнатная квартира - в собственность бывшей супруги.
В июне 2018 г. административный истец заключил новый брак. В настоящее время он и члены его семьи (супруга Середа О.А. и трое детей: дочь от первого брака Князева Е.Ю. 1996 г.р, удочеренный ребенок супруги - Середа В.А. 2012 г.р. и дочь Середа Е.Ю. 2020 г.р.), всего 5 чел, зарегистрированы и проживают в указанной двухкомнатной квартире, ранее полученной Середой, как военнослужащим.
Решением отделения (территориальное, г. Тюмень) от 10 ноября 2020 г. N 39 административный истец и указанные совместно проживающие с ним члены семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Однако позже обжалуемым решением отделения Учреждения они сняты с указанного учета в связи с обеспеченностью административного истца жилым помещением от военного ведомства.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, а именно: копиями выписки из послужного списка Середы, списка граждан на получение ордера, распоряжения заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1999 г. N 977-р, перечня объектов жилого фонда, передаваемых в муниципальную собственность, запроса заместителя главы города Югорска от 27 сентября 2004 г, корешка ордера на жилое помещение от 26 октября 2004 г. N 102, договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 12 июля 2006 г. N, свидетельства о расторжении брака от 3 октября 2015 г, соглашения о разделе имущества между супругами от 2 сентября 2015 г, договора купли-продажи квартиры от 22 апреля 2015 г, свидетельств о государственной регистрации права, копиями паспортов Середы Ю.Н, Середы О.А. и Князевой Е.Ю, адресных справок, решения отделения (территориальное, г. Тюмень) от 10 ноября 2020 г. N 39, решения Отделения от 18 февраля 2021 г. N 4.
Согласно представленным административным истцом выпискам из ЕГРН, его супруге или детям какие-либо жилые помещения не принадлежат.
Разрешая дело, гарнизонный военный суд исходил из того, что несмотря на получение жилого помещения от военного ведомства, уровень обеспеченности жильемадминистративного истца и членов его семьи составляет ниже учетной нормы, а потому он вправе претендовать на улучшение жилищных условий, в связи с чем удовлетворил иск на этом основании.
Такое решение суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как следует из абз. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Положениями ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указано выше, у истца в собственности находится только жилое помещение площадью 39, 7 кв.м, а приобретенная по договору купли-продажи в период первого брака квартира отчуждена им более 5 лет назад до принятия решения о снятии его с жилищного учета.
Ввиду этого, обладание истцом однокомнатной квартирой размером 28, 9 кв.м. при оценке в ноябре 2020 года правомочности учета его нуждающимся в жилье учтено быть не могло.
В соответствии с абз. 17 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тем самым, по смыслу закона, такое право может возникнуть у военнослужащего в том числе в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
Как указано выше, истец был обеспечен жилым помещением от военного ведомства в размере 39, 7 кв.м, где и проживает в настоящее время.
В соответствии с п. 2 постановления главы г. Югорска ХМАО от 17 октября 2005 г. N 1407 учетная норма площади жилого помещения в данном городе установлена в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на человека.
Исходя из изложенного, обеспеченность Середы и 4 членов его семьи жилым помещением на каждого из них составляет 7, 94 кв. м. (39, 7:5), что ниже установленной учетной нормы.
В силу той же статьи приведенного закона, военнослужащие подлежат принятию на жилищный учет по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
С учетом изложенного и в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Середа, имеющий срок продолжительности военной службы более 20 лет, а также члены его семьи имеют право на предоставление жилого помещения.
Наличие у административного истца жилого помещения, предоставленного ранее от федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, может учитываться при предоставлении другого жилого помещения.
С учетом обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением менее учетной нормы, у Отделения оснований для снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях не имелось.
На основании изложенного, обжалованное решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 г, принятое по административному иску Середы Ю.Н, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Тарасова И.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: К.А. Абасов
Судьи: С.Б. Рассоха
С.В. Ирзун
Мотивированное определение изготовлено 23 сентября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.