Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Белкина И.В., судей Баландина А.Г. и Буданова К.М., при секретаре судебного заседания Кусковой Е.Ю., с участием представителя административного истца Головенкина О.Ю. посредством системы видео-конференц-связи рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-118/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Черкашиной К.И. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 26 августа 2021 г., которым удовлетворен административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Горбунова Юрия Сергеевича об оспаривании действий начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола территориального отдела "Йошкар-Олинский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, объяснение представителя административного истца, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, Центральный окружной военный суд, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола территориального отдела "Йошкар-Олинский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской федерации (далее - территориальное отделение г. Йошкар-Ола филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс") от ДД.ММ.ГГГГ N Горбунов снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Считая свои права нарушенными, Горбунов обратился в Казанский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил решение вышеназванного должностного лица признать незаконным и отменить.
Казанский гарнизонный военный суд 26 августа 2021 г. принял решение об удовлетворении заявленных требований
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Черкашина К.И. подала апелляционную жалобу, в которой в связи с неправильным применением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, отдельные положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, Черкашина К.И. указывает, что на момент написания рапорта на увольнение Горбунов достоверно знал о том, что нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке он не признан, но пакет документов, необходимый для такого признания направил лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после утраты им статуса военнослужащего.
При этом, как далее указано в апелляционной жалобе, Горбунов вопреки положениям п. 9 "Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, сведений о своем увольнении и исключении из списков личного состава части в жилищный орган не представил.
Вывод суда о том, что обращение Горбунова в 2007 г. с рапортом по команде о постановке его с членами семьи в очередь на квартиру представляет собой заявление о постановке на учет, по мнению Черкашиной, является ошибочным, поскольку в 2007 г. административный истец мог быть признан нуждающимся только в служебном жилье, так как право на признание его нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма возникло у него лишь при достижении выслуги 20 календарных лет, то есть после 1 августа 2019 г. По этому же основанию нельзя признать в качестве заявления на жилищный учет и карточку учета жилой площади, на которую ссылается административный истец.
В заключение жалобы Черкашина К.И. указывает, что судом был проигнорирован вопрос о том, с какой даты административный истец должен быть принят на жилищный учет в случае признания обжалуемого решения жилищного органа незаконным.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки мнению представителя административного ответчика, гарнизонный военный суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Горбунов с августа 1999 г. по июнь 2004 г. обучался в военной образовательной организации высшего образования, по окончании которого непрерывно проходил военную службу по контракту в войсковых частях48404 и 93876.
В соответствии с приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ N (по личному составу) Горбунов, имевший календарную выслугу 21 год 2 месяца, досрочно уволен в запас по собственному желанию, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N он исключен из списков личного состава воинской части с 26 октября того же года.
Согласно сообщению начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ Горбунов с составом семьи 4 человека (он и сыновья 2007, 2015 и 2018 годов рождения), был включен в реестр нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, с указанием формы обеспечения жильем - жилищная субсидия.
Вместе с тем, решением начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N Горбунов с вышеуказанным составом семьи снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 и. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ввиду того, что административный истец обратился в орган жилищного обеспечения с заявлением о постановке на жилищный учет лишь ДД.ММ.ГГГГ - после утраты им статуса военнослужащего.
Помимо этого материалы дела содержат датированный ДД.ММ.ГГГГ рапорт Горбунова на имя начальника тыла войсковой части N с просьбой о ходатайстве перед вышестоящим командованием о постановке Горбунова и членов его семьи в очередь на квартиру, с исполненной на нем должностным лицом резолюцией: "председателю ЖК установленным порядком".
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Согласно п. 2, 4 и ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Право военнослужащих на жилище закреплено в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
При этом в соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе, предусмотренных п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым невозможно произвести увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится административный истец, без выяснения его согласия на увольнение без предоставления жилых помещений для постоянного проживания.
Совокупность вышеизложенных норм в их взаимосвязи свидетельствует о наличии обязанности у командования воинской части провести мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих.
Как следует из объяснений административного истца, в ходе подготовки к увольнению он полагал, что состоит на учете нуждающихся в постоянном жилье на основании написанного им в 2007 г. рапорта. При этом непосредственно перед исключением из списков личного состава части он предпринимал попытки подать в жилищный орган пакет необходимых документов, однако в связи с введенными ограничениями по личному приему граждан направил данные документы на следующий после исключения из списков части день. При этом никто из должностных лиц воинской части порядок реализации гарантированного ему права на жилищное обеспечение не разъяснял. Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика опровергнуты не были.
Согласуются с показаниями Горбунова и объяснения представителя командира войсковой части 93976 Габитуллина, согласно которым Горбунов на момент увольнения был поставлен на жилищный учет и не утратил права быть обеспеченным жильем от Министерства обороны РФ.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и того, что уполномоченный орган Министерства обороны РФ признал право Горбунова на получение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, принял его с семьей составом из 4 человек (он и сыновья 2007, 2015 и 2018 годов рождения) на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, суд первой инстанции в данном конкретном случае правильно признал незаконными действия административного ответчика по снятию Горбунова с такого учета исходя лишь из того обстоятельства, что поставлен он был на этот учет не до увольнения, а спустя несколько дней после исключения административного истца из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах решение Казанского гарнизонного военного суда от 26 августа 2021 г. о незаконности решения начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии Горбунова и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, является правильным и в достаточной степени мотивированным.
Что касается довода апелляционной жалобы о не указании в судебном решении даты принятия Горбунова на жилищный учет, то данный вопрос в рамках рассмотрения настоящего дела не рассматривался, судом признано незаконным решение о снятии с такого учета, при этом в соответствии со ст. 185 КАС РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые поставили бы под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 26 августа 2021 г, принятое по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Горбунова Юрия Сергеевича об оспаривании действий начальника территориального отделения г. Йошкар-Ола территориального отдела "Йошкар-Олинский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Черкашиной К.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.