1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Кислова Д.Н, Царькова В.Н.
при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя административного ответчика и административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 года и административного истца на дополнительное решение того же суда от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Шарко Николая Васильевича об оспаривании действий начальника "данные изъяты" повлекших нарушение права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения административного истца Шарко Н.В. и представителя административных ответчиков Бычко П.Л, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, окружной военный суд, УСТАНОВИЛ:
Решением 224 гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 года частично удовлетворено административное исковое заявление Шарко Н.В.
Суд признал незаконным оформленный письмом от 19 февраля 2021 года N отказ начальника "данные изъяты" в выплате Шарко денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и возложил на должностное лицо обязанность обеспечить административного истца компенсацией за период с 24 сентября по 3 декабря 2020 года.
Суд взыскал с "данные изъяты" в пользу Шарко судебные расходы в размере 300 рублей.
Дополнительным решением 224 гарнизонного военного суда от 26 августа 2021 года Шарко отказано в защите права на получение денежной компенсации за период с 3 по 31 декабря 2021 года.
Определением 224 гарнизонного военного суда от 27 октября 2021 года устранена описка в резолютивной части решения, повлекшая неясность принятых судом решения и дополнительного решения относительно обеспечения Шарко компенсацией за 3 декабря 2020 года, и указано о возложении на должностное лицо обязанности обеспечить Шарко оспариваемой компенсацией до даты его исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений - 3 декабря 2020 года.
В апелляционной жалобе административный истец Шарко Н.В. просит отменить решение и дополнительное решение гарнизонного военного суда в той части, которой отказано в удовлетворении его административного иска, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Воспроизводя требования пункта 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Положение), и пунктов 4, 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 (далее - Инструкция), административный истец указывает, что выплата денежной компенсации прекращается не с даты исключения военнослужащего из списка на предоставление служебных жилых помещений, а по окончании календарного месяца, в котором военнослужащий утратил право на ее получение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Бычко П.Л. просит отменить решение гарнизонного военного суда в той части, в которой удовлетворены требования административного истца, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылаясь на обстоятельства дела, пункт 8 Инструкции и правовые позиции, отраженные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N208-КГ18-19, представитель административного ответчика считает, что после получения жилищной субсидии по прежнему месту военной службы Шарко утратил право на обеспечение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Считает, что приобретение административным истцом в порядке реализации жилищной субсидии жилого помещения не по месту военной службы и включение его в списки на предоставление служебных жилых помещений правового значения для дела не имеют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и исследовав новые доказательства, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что в августе 2018 года во время прохождения военной службы по контракту в воинской части "данные изъяты", дислоцированной в "данные изъяты", "данные изъяты" Шарко была предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. На средства субсидии им по договору долевого участия в строительстве жилья от 7 декабря 2018 года построено жилое помещение в "данные изъяты", право собственности на которое зарегистрировано 19 ноября 2019 года.
В мае 2020 года Шарко переведен к новому месту военной службы в "данные изъяты", где он и члены его семьи жилыми помещениями не обеспечены.
1 августа и 1 декабря 2020 года Шарко последовательно заключал договоры найма жилого помещения (части квартиры) по "адрес", по условиям которых ежемесячно оплачивал без учета коммунальных услуг 30 000 рублей. Указанную сумму Шарко полностью уплатил собственнику жилого помещения также за декабрь 2020 года, что подтверждается дополнительно представленной в суд апелляционной инстанции квитанцией.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 16 октября 2020 года Шарко вместе с супругой Ю. и сыном В. "дата" года рождения, с 24 сентября того же года включен в списки на предоставление служебных жилых помещений.
3 декабря 2020 года Шарко и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение - трёхкомнатная квартира по "адрес"
Административный истец после получения уведомления о включении его в вышеуказанные списки обращался к командованию с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, однако письмом от 19 февраля 2021 года N получил отказ.
Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает обоснованность требований административного истца, предъявленных для защиты права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 24 сентября по 31 декабря 2020 года, поскольку по делу установлены все юридически значимые обстоятельства, необходимые для установления и выплаты ему компенсации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 и пункту 2 утвержденного им Положения, указанная денежная компенсация выплачивается в размере фактических расходов, предусмотренных письменным договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров, со дня заключения такого договора, но не ранее дня включения военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в списки на предоставление служебных жилых помещений. Выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для ее получения.
Пунктами 2 и 4 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 27 мая 2016 года N 303, определено, что выплата денежной компенсации производится по рапорту военнослужащего и на основании приказа командира воинской части (начальника организации) через финансово-экономические органы.
Следовательно, решение суда от 22 марта 2021 года основано на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела, тогда как дополнительное решение суда от 26 августа 2021 года нормам материального права не соответствует, поскольку судом не применено правило, предусмотренное абзацем третьим пункта 2 Положения о том, что выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для ее получения, а не со дня предоставления служебного жилого помещения и исключения в связи с этим из соответствующих списков, как ошибочно указано в судебном акте.
Вопреки мнению представителя административного ответчика обеспечение Шарко денежными средствами для приобретения жилого помещения по прежнему месту военной службы не может служить основанием для отказа в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений после перевода к новому месту военной службы, в котором он жильем не обеспечен.
Данный вывод следует из содержания абзаца четвертого пункта 2 Положения, в соответствии с которым денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Приведенная в апелляционной жалобе представителя административного ответчика судебная практика Верховного Суда Российской Федерации касается вопросов выплаты компенсации военнослужащим, обеспеченным денежными средствами для приобретения (строительства) жилых помещений в том же месте военной службы, и не имеет отношения к рассматриваемому делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является правильным, а дополнительное решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований за период с 3 по 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Шарко Николая Васильевича оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца и представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Дополнительное решение 224 гарнизонного военного суда от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шарко Николая Васильевича отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
Признать незаконными действия начальника "данные изъяты" выразившиеся в отказе в выплате Шарко Н.В. денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с 3 по 31 декабря 2020 года.
Обязать начальника "данные изъяты" установить и выплатить Шарко Николаю Васильевичу денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений за период с 3 по 31 декабря 2020 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.