Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Аршиновой Е.В, при секретаре судебного заседания Куняевой Н.С, с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры - Анашкина А.В, с участием представителя административного ответчика - Юрьевой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шмелевой Г.Н. к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части, установил:
распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области N 1040-р от 28 ноября 2019 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
В названный Перечень под пунктами 685 и 686 включены: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Шмелева Г.Н. обратилась в Саратовский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части включения в перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение к распоряжению), пунктов 685 и 686.
В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат Шмелевой Г.Н. на праве собственности и включены в пункты 685 и 686 Перечня на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области N 1040-р от 28 ноября 2019 года. Административный истец полагает, что данные объекты недвижимости включены в Перечень незаконно и не являются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку принадлежат ей на праве собственности как физическому лицу, не являются имуществом организаций, а также не соответствуют критериям, с которыми закон связывает необходимость включения объектов в Перечень на 2020 год в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, не имеют назначения, предусматривающего размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и на момент обращения в суд фактически не используются для этих целей.
Шмелева Г.Н. и ее представитель о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, согласно телефонограммам от 03 декабря 2021 года просили рассмотреть дело в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся административного истца Шмелевой Г.Н. и ее представителя, а также представителя заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, извещенного о дате, времени и месту судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административного иска, поскольку распоряжение N 1040-р от 28 ноября 2019 года принято комитетом по управлению имуществом Саратовской области в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, в установленном порядке опубликовано, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования неподлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налог на имущество организаций на территории Саратовской области урегулирован Законом Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О ведении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" (далее - Закон Саратовской области N 73-ЗСО), в соответствии с которым установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), был утвержден приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604.
На основании постановления Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года N 280-П "Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области" полномочиями по определению на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговый орган Саратовской области и размещению перечня на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наделен комитет по управлению имуществом Саратовской области (пункт 6 Положения о комитете по управлению имуществом Саратовской области, являющегося приложением N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года N 280-П).
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р определен Перечень на 2020 год.
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 02 июня 2015 года N 59-ЗСО) "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская областная газета "Регион 64", в "Собрании законодательства Саратовской области", первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.g-64.ru).
Распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р размещено на официальном публикаторе сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 29 ноября 2019 года (л.д. 133-143), соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604 (действующего на момент принятия распоряжения).
Перечень на 2020 год направлен руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в электронной форме (u64@r64.nalog.ru) 04 декабря 2019 года (л.д. 144).
Таким образом, оспариваемое распоряжение N 1040-р принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия, установленной пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, способ опубликования распоряжения N 1040-р позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Исходя из положений статей 1, 372 Налогового кодекса Российской Федерации по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах.
Таким образом, перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Как следует из материалов дела, Шмелевой Г.Н. на праве собственности принадлежат нежилое помещение, с кадастровым номером N, общей площадью 460, 5 кв.м, этаж 1-подвальный, расположенное в многоквартирном доме по адресу: "адрес" (назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение в многоквартирном доме); нежилое помещение (являющееся пристроем к многоквартирному дому; назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение в многоквартирном доме) с кадастровым номером N, общей площадью 515, 4 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане: 1, 2, 5, 23, 25, 26, 28, 29, расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 11-12, 50-53).
В названный выше Перечень на 2020 год под пунктами 685 и 686 включены: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец, обращаясь в суд с данным административным иском, полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом затронуты ее права как собственника вышеуказанных объектов недвижимости, поскольку таковые признаются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
В этой связи Шмелева Г.Н. вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Доводы Шмелевой Г.Н. о том, что объекты недвижимого имущества, включенные в Перечень, принадлежат ей на праве собственности как физическому лицу и не являются имуществом организаций, а поэтому необоснованно включены в оспариваемый Перечень, являются несостоятельными.
Так, в силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Саратовской области от 26 октября 2017 года N 81-ЗСО "Об установлении единой даты начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.
Решением Совета муниципального образования города Балаково Саратовской области от 09 ноября 2017 года N 382 установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. При этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленных статьей 1.1 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" - 2 процента.
Таким образом, при формировании Перечня на 2020 год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации применил положения действующего налогового законодательства как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц.
Проверяя соответствие пунктов 685 и 686 Перечня на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р, требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания признаются объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под фактическим пользованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 200 кв.м, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания на территории Саратовской области нежилого помещения общей площадью свыше 200 кв. м объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого помещения одного из условий, перечисленных в пунктах 1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и в подпункте 2 части 1 статьи 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО.
Земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1662 кв.м, по адресу: "адрес", из категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под объекты торговли, принадлежит Шмелевой Г.Н. с 15 июня 2006 года на праве собственности (л.д. 174-186).
Земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1663 кв.м, на котором расположено нежилое помещение по адресу: "адрес", из категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для многоэтажной жилой застройки (л.д. 110-111).
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 налогового кодекса Российской Федерации имеет значение для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых и торговых центров (правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2020 года N 39-АПА19-11).
Нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Шмелевой Г.Н, не входят в состав административно-делового и торгового центра, указанные нежилые помещения имеют назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение в многоквартирном доме, включены в пункты 685 и 686 Перечня на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области N 1040-р от 28 ноября 2019 года, по критерию фактического использования.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы на территории Саратовской области постановлением Правительства Саратовской области N 620-П от 14 декабря 2015 года утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Положение).
В пункте 7 данного Положения указано, что для целей настоящего Положения используется понятие торговый объект как здание (строение, сооружение), нежилое помещение или часть здания (строения, сооружения), нежилого помещения, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным или используемые для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пунктам 3, 6 Положения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Комитет с учетом критериев, установленных пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в целях выявления объектов недвижимости, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 1.1 Закона Саратовской области N 73-ЗСО, и осуществляются, в том числе, в форме визуального осмотра объектов недвижимости (пункты 4 и 5 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения осмотр проводится с согласия собственника (владельца) объекта недвижимости, на основании письменного поручения министра области - председателя Комитета или его заместителя комиссией, создаваемой распоряжением Комитета.
В состав комиссии включаются представители Комитета и министерства экономического развития Саратовской области, а также по согласованию представители иных государственных органов, органов местного самоуправления Саратовской области.
В ходе проведения осмотра проводятся фото - и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (пункт 11 Положения).
Согласно пункту 13 Положения по результатам проведенных осмотров составляется акт осмотра фактического использования объекта недвижимости.
По итогам проведения мероприятий вид фактического использования объектов недвижимости определяется решением Комитета (пункт 2 Положения).
При этом обязательность проведения ежегодных осмотров и ежегодного определения вида фактического использования объектов недвижимости Положением не установлены.
Во исполнение указанных выше норм распоряжением Комитета от 18 марта 2016 года N 201-р (в редакции распоряжения от 09 декабря 2016 года N 1187-р) создана комиссия для проведения осмотра объектов недвижимости. В соответствии с указанным распоряжением осмотр объектов недвижимости проводится членами комиссии в составе не менее двух человек из числа членов комиссии (л.д. 145-148).
На основании Поручения министра области - председателя Комитета от 28 августа 2017 года N 660 членами комиссии произведен осмотр спорных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу (л.д. 148).
Согласно техническому паспорту нежилого помещения площадью 460, 5 кв.м, расположенного по адресу "адрес", оно состоит из подвальных помещений (площадью 223, 6 кв.м), коридоров, основных, туалетов, тамбура, встроенных шкафов, лестницы.
Из Акта N осмотра по определению фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от "дата" следует, что "дата" проведен осмотр нежилого помещения площадью 460, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в ходе которого установлено, что в данном помещении расположен магазин "Автом", 138, 15 кв.м из общей площади помещения используется под торговлю, что составляет 30% от общей площади объекта, 322, 35 кв.м используются как подсобные помещения (складские и помещения общего пользования), то есть данное помещение соответствует пункту 6 Положения и критерию, установленному пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В ходе осмотра применялась фотосъемка, осмотр произведен в присутствии собственника помещения Шмелевой Г.Н, о чем имеется ее подпись в акте. Замечаний и возражений на указанный акт со стороны собственника не поступало, т.е. собственник согласилась с тем, что 30% от общей площади объекта используется под торговлю (л.д. 149-150).
Согласно техническому паспорту нежилого помещения площадью 515, 4 кв.м, расположенного по адресу "адрес", оно состоит из тамбуров, основных, котельных.
Из Акта N 24-6 осмотра по определению фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 02 октября 2017 года следует, что 27 сентября 2017 года проведен осмотр нежилого помещения площадью 515, 4 кв.м. расположенного по адресу: "адрес", в ходе которого установлено, что в данном жилом помещении расположен магазин "АвтоВАЗ", 309, 24 кв.м из общей площади помещения используется под торговлю, что составляет 60% общей площади помещения, 206, 16 кв.м используются как подсобные помещения (складские и помещения общего пользования), то есть данное помещение соответствует пункту 6 Положения и критерию, установленному пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В ходе осмотра применялась фотосъемка, осмотр произведен в присутствии собственника помещения Шмелевой Г.Н, о чем имеется ее подпись в акте. Замечаний и возражений на указанный акт со стороны собственника не поступало, т.е. собственник согласилась с тем, что 60% от общей площади объекта используется под торговлю (л.д. 153-154).
По итогам проведения указанных мероприятий на основании Актов N 23-6 и N 24-6, составленных в соответствии с утвержденным выше Порядком, распоряжением Комитета от 29 ноября 2017 года N 1081-р определен вид фактического использования спорных объектов как объектов, фактически используемых под объекты торговли.
На основании определенного вида фактического использования спорных объектов (как объектов торговли) осуществлено включение данных объектов в Перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы. Указанная информация, а также информация о сроках подачи собственниками объектов недвижимости заявок о внесении коррективов в предварительные Перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, носят общедоступный характер и размещены на сайте Правительства Саратовской области, официальном сайте министерства инвестиционной политики и имущественных отношений области, а впоследствии на сайте Комитета по управлению имуществом Саратовской области, являющегося его правопреемником (л.д. 160-164).
В связи с отсутствием от Шмелевой Г.Н. возражений по включению спорных объектов в Перечень по определенному виду фактического использования (под объекты торговли) акты N 23-6 и N 24-6 от 02 октября 2017 года явились основанием для включения спорных объектов в Перечни в период с 2018 года по настоящее время.
Как на момент формирования Перечня на 2020 год, так и на начало налогового периода (01 января 2020 года) Шмелева Г.Н. информацию об изменении вида фактического использования принадлежащих ей спорных объектов недвижимости, определенного в 2017 году, в уполномоченный орган не представляла.
В рамках действующего правового регулирования в случае изменения вида фактического использования объекта недвижимости, административный истец не лишена права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении повторного осмотра принадлежащих ей нежилых помещений и исключения на его основе спорных нежилых помещений из перечня на очередной год. Поскольку такого заявления от административного истца не поступало, у административного ответчика обоснованно отсутствовали основания полагать, что в период с 2018 года по настоящее время спорные нежилые помещения прекратили использоваться для размещения торговых объектов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что включение спорных объектов недвижимости, принадлежащих Шмелевой Г.Н, в Перечень на 2020 год правомерно осуществлено по критерию фактического использования на основании пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Шмелевой Г.Н. к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части включения в перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение к распоряжению) пунктов 685 и 686.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Шмелевой Г.Н. к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года N 1040-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части включения в перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение к распоряжению) пунктов 685 и 686 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Аршинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.