Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р, при секретаре Лексиковой О.И, с участием представителя административного истца Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Котовой Л.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Оренбургской региональной общественной организации "Единый центр защиты прав человека" о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что Оренбургская региональная общественная организация "Единый центр защиты прав человека" (далее ОРОО "Единый центр защиты прав человека", организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 12.03.2013 года.
В период с 01.02.2021 года по 01.03.2021 года в отношении организации проводилась плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В нарушение подп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" организация не представила документы на проверку. По данному факту руководитель ОРОО "Единый центр защиты прав человека" Мазунина И.Н. привлечена к административной ответственности по ч. *** ст. *** КоАП РФ.
В представленном организацией отчете и иной информации о продолжении своей деятельности за 2020 год указан адрес нахождения организации: (адрес), который не соответствует сведениям ЕГРЮЛ и учредительных документов организации.
В адрес организации дважды направлялись предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации - 01.03.2021 года и 07.06.2021 года, однако нарушения организацией устранены не были.
В связи с неисполнением требований федерального законодательства административный истец просит ликвидировать и исключить Оренбургскую региональную общественную организацию "Единый центр защиты прав человека" из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Котова Л.Р. в судебном заседании поддержала требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что в связи с неисполнением требований законодательства РФ об указании актуального адреса нахождении организации Управление не смогло фактически провести проверку ее деятельности, так как необходимые документы так и не были представлены, что является грубым нарушением законодательства со стороны общественной организации.
Представитель административного ответчика ОРОО "Единый центр защиты прав человека", представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика ОРОО "Единый центр защиты прав человека" Мазунина И.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что ею были предоставлены Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области документы о нахождении организации по адресу (адрес), а также документы, подтверждающие право на предоставленное нежилое помещение. Полагает, что организация может фактически находится не по адресу его регистрации, и не должна нести ответственность в виде ликвидации за невнесение изменений в сведения ЕГРЮЛ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений пункта 5 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Исходя из положений статей 26 и 44 названного Федерального закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОРОО "Единый центр защиты прав человека" было зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 12.03.2013 года ОГРН N, адрес юридического лица (адрес), о чем были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности оно обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
На основании части первой статьи 38 Федерального закона N 82-ФЗ, пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) при осуществлении контроля орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения вправе:
1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Согласно распоряжению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 21.01.2021 года N-р в отношении ОРОО "Единый центр защиты прав человека" в период с 01.02.2021 года по 01.03.2021 года проведена плановая документарная проверка. Организации было направлено уведомление о проведении документарной плановой проверки и копия распоряжения о проведении проверки.
В результате проведенной проверки административного ответчика выявлены следующие нарушения:
- в нарушении подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ организация не представила документы на проверку;
- в нарушение абзаца 1 пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ организация в течение трех дней не уведомила Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно не предоставлены сведения об изменении адреса организации.
Установленные нарушения действующего законодательства Российской Федерации отражены в акте проверки от 01.03.2021 года, который направлен в адрес административного ответчика.
Акт проверки административным ответчиком не оспорен, в суд возражений по акту проверки и по заявленным требованиям не поступило.
По факту уклонения от представления документов для проведения проверки руководитель организации Мазунина И.Н. привлечена к административной ответственности по ч. *** ст. *** КоАП РФ, что подтверждается копией постановления мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Октябрьского района Оренбургской области от 05.05.2021 года по делу N. Доказательств отмены указанного постановления административным ответчиком не представлено.
В адрес организации административным истцом дважды направлялись предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации - 01.03.2021 года N и 07.06.2021 года N, однако нарушения организацией устранены не были, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 16.11.2021 года, в которой адресом организации указан (адрес). В то же время по указанному адресу организация не находится, что подтверждается письменным обращением собственника жилого помещения, расположенного по этому адресу, от 03.06.2021 года, фактом неполучения организацией письменной корреспонденции, направленной по указанному адресу, а также возражениями административного ответчика, указывающего на место нахождения организации - (адрес).
С доводом возражения административного ответчика о том, что организация может находиться не по месту его регистрации, суд не соглашается, он противоречит требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В случае изменения адреса нахождения юридического лица соответствующие изменения подлежат внесению в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод административного ответчика о том, что все необходимые документы были направлены, материалами дела не подтвержден.
В соответствии с разъяснением Пленума ВАС РФ, содержащемся в п. 6 постановления от 30.07.2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" и сохраняющим свою актуальность, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).
Изложенное свидетельствует о том, что допущенные административным ответчиком нарушения закона являются грубыми и служат основанием для ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Ликвидировать Оренбургскую региональную общественную организацию "Единый центр защиты прав человека" ОГРН N с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2021 года.
Судья: Р.Р. Кучаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.