Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Коробенко Э.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 июля 2021 г, которым капитану Авдонину Алексею Николаевичу отказано в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") о снятии его супруги с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Чудиновой М.А, возражавшей против удовлетворения поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
Авдонин А.Н, заключивший первый контракт о прохождения военной службы после 1 января 1998 г, подлежит обеспечению служебным жилым помещением на весь срок военной службы.
Заместителем начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") в отношении Авдонина А.Н, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет, вынесены следующие решения:
- от 19 декабря 2016 г. N 445, согласно которому он вместе с сыном Авдониным А.Н, 5 февраля 2004 года рождения, признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства - "адрес". При этом его супруге И.С. отказано в принятии на такой учет ввиду того, что она в составе семьи своего отца (С.В.), являющегося участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в 2006 году была обеспечена "адрес" жилым помещением общей площадью 80 кв.м, приобретенного по договору купли-продажи за счет выделенной субсидии, которое было приватизировано в общую долевую собственности на пять человек (по 1/5 доли по 16, 2 кв.м на каждого) и в том же году продано, то есть она распорядилась принадлежащей долей упомянутого жилья по своему усмотрению;
- от 25 декабря 2019 г. N 292, согласно которому супруга Авдонина А.Н. - И.С. принята на жилищный учет и внесена в соответствующий реестр.
17 мая 2021 г. ФГАУ "Росжилкомплекс" письмом N 194/175-ФЮ2/7361 довело до Авдонина А.Н. то, что он планируется к обеспечению жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения во втором квартале 2021 года, предложив ему представить необходимые для этого документы.
Решениями ФГАУ "Росжилкомплекс":
- от 3 июня 2021 г. N 93 И.С. на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых посредством перечисления жилищной субсидии ее супругу Авдонину А.Н.;
- от 11 июня 2021 г. N 417 на Авдонина А.Н. и его сына И.А. по нормативу общей площади 42 кв.м с учетом коэффициента 2, 675, исходя из общей продолжительности военной службы - 24 года 7 месяцев, выделена жилищная субсидия в размере 5 524 586 руб. 55 коп, в связи с чем он указанным составом семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Авдонин А.Н, оспорив в суде решение ФГАУ "Росжилкомплекс" от 3 июня 2021 г. N 93, просил обязать жилищный орган:
- восстановить его супругу И.А. на жилищном учете и признать за ней право на обеспечение жилой площадью по установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" норме предоставления;
- произвести доплату предоставленной ему для приобретения или строительства жилого помещения исходя из площади предоставления по нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади на дату перечисления этих денежных средств.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Ссылка в обжалуемом судебном постановлении на вступившее в законную силу решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 2 марта 2017 г..ошибочна, так как в том административном деле рассматривался вопрос о признании незаконным решения ФГКУ "Югрегионжилье" от 19 декабря 2016 г..N 445 об отказе в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Вопрос об обеспечении его супруги И.С. в 2006 году в составе ее отца уже был рассмотрен и данному факту дана надлежащая оценка, в связи с чем жилищным органом со ссылкой на ст. 52 ЖК РФ и изменений, внесенных в пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", она принята на жилищный учет в составе семьи административного истца. Снятие И.С. на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ с учета нуждающихся в жилых помещениях в составе его семьи неправомерно, поскольку в материалах жилищного дела отсутствуют какие-либо запросы, касающиеся правомерности принятия ее на жилищный учет. При этом в жилищном деле находится только письмо главы администрации "адрес" от 11 ноября 2016 г, в котором содержатся сведения об обеспечении в 2006 году И.С. жильем в составе семьи ее отца. Как следует из положений абзаца 13 пункта 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, жилищный орган при определении уровня обеспеченности семьи военнослужащего должен исходить из наличия у каждого члена его семьи права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями. Однако данный вопрос жилищным органом не проверен.
Так, согласно подпункту 1.2 пункта 1 решения Совета депутатов городского округа "адрес" от 25 декабря 2015 г..N 10/22 учетную норму площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 8 кв.м. В данном случае обеспеченность Авдонина А.Н. составом семьи из трех человек с учетом ранее принадлежавшей И.С. доли жилого помещения менее учетной нормы, так как на каждого из них приходилось бы по 5, 37 кв.м (16, 12:3). Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 января 2016 г..N 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных ст. 1 (ч. 1), ст. 2, ст.17 (ч. 1), ст.18, ст. 19 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
В жалобе обращается внимание на то, что административный истец был уверен в стабильности принятого ранее жилищным органом решения от 25 декабря 2019 г. N 292 в части, касающейся нахождения его на жилищном учете составом семьи - 3 человека, то есть с учетом супруги И.С.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
В абзацах 13 и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона (в редакции, действующей с 13 декабря 2019 г.) установлено, что военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с указанным Федеральным законом. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ.
Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходя из специфики военной службы как особого вида государственной службы, призвана обеспечить дополнительные жилищные гарантии для военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и учитывает при определении объема этих гарантий членов их семьи. При этом права членов семьи являются производными от прав самого военнослужащего (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, от 29 сентября 2016 г. N 1884-О, от 29 мая 2018 г. N 1232-О). Поэтому положения абзацев 13 и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона в действующей редакции, приведенные выше, распространяются на членов семьи военнослужащего.
Следовательно, с 13 декабря 2019 г. законодателем введены дополнительные жилищные гарантии как для военнослужащих, так и членов их семей, связанные с возможностью повторного обеспечения жилым помещением, в случае если ранее данные лица обеспечивались жильем в качестве членов семьи иных граждан с соблюдением определенных условий, указанных в положениях ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ.
Вышеназванные нормоположения были ошибочно оставлены гарнизонным военным судом без внимания и не применены к спорным правоотношениям по данному делу.
Ошибочным является и ссылка в решении гарнизонного военного суда на намеренное ухудшение супругой административного истца своих жилищных условий как на основание для отказа в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из части 8 ст. 57 ЖК РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Таким образом, по истечении пятилетнего срока с момента, когда супруга административного истца в декабре 2006 года, распорядившись по своему усмотрению, продала принадлежащую ей 1/5 доли (16, 2 кв.м) в упомянутом выше жилом помещении в "адрес", данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в признании ее нуждающейся в жилых помещениях.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемым решением ФГАУ "Росжилкомплекс" от 3 июня 2021 г. N 93, которым И.С. на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК снята с учета нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых посредством перечисления жилищной субсидии ее супругу Авдонину А.Н, нарушены его жилищные права.
Поэтому решение гарнизонного военного суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права, а требования административного истца - удовлетворению.
На основании пункта 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ с целью восстановления жилищных прав административного истца на начальника ФГАУ "Росжилкомплекс" следует возложить обязанность отменить решение от 3 июня 2021 г. N 93 и восстановить его супругу "адрес" на учете нуждающихся в жилом помещении с учетом вышеизложенных требований законодательства, регламентирующего данный правовой вопрос.
Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Авдонина Алексея Николаевича отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Авдонина Алексея Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 3 июня 2021 г. N 93 в части, касающейся снятия супруги Авдонина Алексея Николаевича - И.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи административного истца.
Обязать начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления отменить свое решение от 3 июня 2021 г. N 93 и восстановить И.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи административного истца и установленным порядком рассмотреть вопрос о доплате Авдонину Алексею Николаевичу положенных денежных средств в счет жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, о чем сообщить в суд первой инстанции и административному истцу.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.