Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части N - Урусовой Л.А. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 6 сентября 2021 г, которым удовлетворены заявленные капитаном Газзаевым Аланом Витальевичем требования о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с порядком расчета подлежащей выплате административному истцу субсидии для приобретения и строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - Лучкина Н.В. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N от 4 августа 2021 г. (протокол N 7), утвержденным командиром указанной воинской части, норматив общей площади жилого помещения (далее - норматив) для предоставления Газзаеву А.В. жилищной субсидии уменьшен на 26, 5 кв.м общей площади жилого помещения на том основании, что он отказался от принятия в порядке наследования ? доли домовладения, расположенного по адресу: "адрес" в пользу своей сестры.
Полагая свои права нарушенными, Газзаев А.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение, обязав жилищную комиссию его отменить и повторно рассмотреть вопрос о возможности предоставления ему жилищной субсидии без учета уменьшения норматива.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает на то, что истец, отказавшись от принятия в порядке наследования ? доли домовладения, в котором в период с 1991 по 2006 годы он проживал и был зарегистрирован, намеренно уменьшил размер занимаемых им жилых помещений, тем самым злоупотребил правом. В связи с этим, по мнению представителя административного ответчика, жилищным органом принято обоснованное решение о снижении норматива для предоставления Газзаеву А.В. жилищной субсидии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Газзаев А.В, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, с июня 2002 года проходит военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных в "адрес"- "адрес" и г. "адрес", в том числе в войсковой части N.
Судом установлено, что в период с 7 мая по 21 июня 2002 г. административный истец был зарегистрирован в домовладении отца, расположенном по адресу: "адрес" Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками в паспорте Газзаева А.В, а также выпиской из домовой книги.
В дальнейшем Газзаев А.В. регистрировался по адресам воинских частей, где проходил военную службу.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 8 февраля 2020 г. после смерти отца Газзаев А.В. отказался от наследования ? доли принадлежавшего отцу домовладения в пользу сестры - ФИО10
Кроме того, как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости от 25 февраля 2020 г, названное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО11
Вместе с тем, оспариваемым решением жилищного органа норматив для предоставления Газзаеву А.В. жилищной субсидии уменьшен на 26, 5 кв.м общей площади жилого помещения на том основании, что он отказался от принятия в порядке наследования ? доли указанного домовладения в пользу своей сестры.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
В силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Абзацем 2 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентировано, что порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
Пунктами 3, 4 названных Правил предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь занимаемых военнослужащими и (или) членами их семей жилых помещений, а также на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений, или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
В силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно чч. 1 и 3 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Частями 1 и 3 ст. 1158 ГК РФ определено, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства, а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии. Отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что отказ от наследственной массы в пользу иных лиц является правом наследника, реализация которого впоследствии не может быть подвергнуто изменению.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Газзаева А.В, связанные с отказом от наследства в пользу сестры, не свидетельствуют о злоупотреблении им правом, поскольку оно реализовано административным истцом в рамках ГК РФ и последствий, предусмотренных ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, данные действия не влекут.
При этом, как следует из материалов дела, проживание Газзаева А.В. в домовладении отца в период с 1991 по 2006 гг, равно как и регистрация в нем до июня 2002 года, вопреки мнению автора жалобы, принимались во внимание судом первой инстанции, однако в силу вышеприведенных положений ГК РФ и ЖК РФ, правомерно не расценены в качестве действий, свидетельствующих о намеренном уменьшении административным истцом размера занимаемых им жилых помещений.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 6 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Газзаева Алана Витальевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.