Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - управление финансового обеспечения) - Ценевой О.С. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 августа 2021 г, которым удовлетворены заявленные старшим сержантом Косауровой Нурзият Магомедрасуловной требования о признании незаконными действий начальника 6 отделения (финансово-расчетный пункт) управления финансового обеспечения (далее - 6 отделение ФРП), начальника управления финансового обеспечения и командира войсковой части N, связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Косаурова Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия начальника 6 отделения ФРП, связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части N о выплате ей денежной компенсации за 2021 год в размере 17381 руб. 40 коп. ежемесячно с учетом членов ее семьи, обязав вышеуказанное должностное лицо его согласовать, а командира войсковой части N издать приказ о выплате ей денежной компенсации за указанный период и в указанном размере.
Также Косаурова Н.М. просила возложить на начальника управления финансового обеспечения обязанность внести приказ командира войсковой части N о выплате ей денежной компенсации в единую базу данных программного изделия ресурсного обеспечения "Алушта", а также взыскать с этого финансового органа в ее пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Автор жалобы приводит отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает на необходимость регистрации членов семьи военнослужащего по месту жительства в месте прохождения военнослужащим военной службы для включения в список на получение служебного жилого помещения, что определено в п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, согласно п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г..N 303 (далее - Инструкция) решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего и приложенных к нему документов, перечень которых является исчерпывающим. В числе обязательных к приложению документов должны быть приложены копии паспортов членов семьи военнослужащего с отметками об их регистрации по месту жительства и при наличии копии свидетельств об их регистрации по месту пребывания. Вместе с тем, ссылаясь на абз. 3 п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г..N 713, указывает, что военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту пребывания при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). В остальных случаях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
По мнению подателя жалобы, регистрация членов семьи военнослужащего по месту жительства является обязательным условием для денежной компенсации за наем жилого помещения, а вывод суда об обратном, ошибочным, противоречащим Инструкции.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в пп. 2 и 3 Порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Согласно п. 2(1) названного постановления денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600 руб. в городах и районных центрах, за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга. При этом размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, трех и более членов семьи.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации в повышенном размере является совместное проживание с военнослужащим трех и более членов семьи.
В соответствии с пп. 2, 4, 18 и 19 Инструкции выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются, в том числе копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копий этих документов направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
Такие требования закона Косауровой Н.М. выполнены, поскольку ею к рапорту приложены свидетельства о регистрации ее и членов семьи по месту пребывания.
Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы не является препятствием для выплаты денежной компенсации, поскольку право на ее получение имеют военнослужащие, не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения ими военной службы, о чем, вопреки доводу жалобы, обоснованно указал гарнизонный военный суд.
По делу установлено, что истец, с января 2016 года проходит военную службу в войсковой части N и с 10 ноября 2016 г. с составом семьи 4 человека (она, супруг и двое детей), а с 18 июля 2019 г. с составом семьи 5 человек (она, супруг и трое детей) были признаны нуждающимися и включены в список на предоставление служебных жилых помещений. При этом сама истец и члены ее семьи зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" то есть по месту прохождения Косауровой Н.М. военной службы.
Из копии договора найма жилого помещения от 15 декабря 2020 г. следует, что Косауровой Н.М. и членам ее семьи для проживания предоставлено жилое помещение в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", на период с 1 января по 31 декабря 2021 г. с ежемесячной оплатой в размере 18500 руб.
1 декабря 2020 г. Косаурова Н.М. обратилась к командиру войсковой части N с рапортом о выплате денежной компенсации за 2021 год с учетом членов ее семьи, приложив в обоснование необходимые документы.
По результатам рассмотрения указанного рапорта 25 мая 2021 г. командиром войсковой части N за исх. N 5231 в адрес начальника 6 отделения ФРП направлен проект приказа об установлении к выплате Косауровой Н.М. в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. с учетом членов ее семьи денежной компенсации в размере 17381 руб. 40 коп. ежемесячно с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения.
Рассмотрев проект приказа и приложенные в его обоснование документы, начальник 6 отделения ФРП возвратил его командиру войсковой части N без согласования. При этом из сообщения указанного должностного лица от 26 мая 2021 г. N 23/18/466 следует, что основанием к отказу послужило отсутствие у членов семьи Косауровой Н.М. регистрации по месту жительства в месте прохождения ею военной службы, что является обязательным условием для получения оспариваемой выплаты. При этом размеры денежной компенсации, указанные в проекте приказа административный ответчик не оспаривал.
При таких обстоятельствах, поскольку денежная компенсация выплачивается военнослужащему, признанному нуждающимся в специализированном жилом помещении по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у начальника 6 отделения ФПР отсутствовали основания для отказа в согласовании проекта приказа командира войсковой части N о выплате истцу денежной компенсации за 2021 год с учетом членов ее семьи.
Гарнизонный военный суд верно определили дал оценку имеющим значение для дела обстоятельствам в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами. Иная оценка и толкование положений законодательства, которых придерживается податель жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 августа 2021 г. по административному исковому заявлению Косауровой Нурзият Магомедрасуловны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.