Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Ярмонова Р.В. и Павленка С.В, при помощнике судьи Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-376/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца Трофимова Е.Н. на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 года, которым военнослужащему Генерального штаба ВС РФ полковнику Гореликову Сергею Александровичу отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий начальника филиала Московский ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, связанных с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в 2012 году находящемуся в распоряжении в связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") ФИО1 на состав семьи 4 человека было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 83, 5 кв. м, которое передано ему и его членам семьи в собственность в равных долях.
Вместе с тем ФИО1 с военной службы уволен не был и продолжил проходить её в штабе Центрального военного округа, а с 2018 года в "адрес".
В 2019 году административный истец обратился в Департамент имущественных отношений МО РФ с просьбой принять у него в собственность ранее предоставленное жилое помещение. Так как вопрос о приеме в федеральную собственность ранее предоставленного жилого помещения затягивался, ФИО1 обратился в жилищный орган с просьбой о постановке его на жилищный учет, в чем решением филиала ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N/ФМ ему отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1, через своего представителя ФИО6, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника филиала ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, связанные с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания и обязать должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о постановке его и членов семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить административный иск.
В обоснование жалобы, приводя содержание решения суда первой инстанции, указывает, что ФИО1 приняты все предусмотренные законные меры для сдачи полученного им ранее жилого помещения в государственную собственность на основании договора пожертвования. Указанный вопрос согласован всеми заинтересованными лицами, указанными в поданном административном иске, от которых зависит вопрос принятия жилья. ФИО1 и члены его семьи приняли все меры, которые позволяют ему при получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Москве или же при получении жилищной субсидии беспрепятственно сдать полученное ранее жилое помещение в "адрес".
Считает, что суд первой инстанции при принятии решения по административному делу неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и применил к этим обстоятельствам действующие нормы материального права. Допустил существенное нарушение процессуальных норм, не указав в решении позицию заинтересованных лиц, указанных истцом в качестве таковых, так как рассматриваемым административным делом затрагиваются также их права.
Отмечает, что в оспариваемом решении суда первой инстанции отсутствует не только указание позиции заинтересованных лиц, в том числе членов семьи ФИО1, а также не указаны сведения об их надлежащем уведомлении о месте, дате и времени судебного заседания, что прямо противоречит нормам процессуального права, определяющим права заинтересованных лиц.
По мнению автора жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о том, что полученное ранее ФИО1 и членами его семьи жилое помещение в "адрес" не может быть сдано ввиду отсутствия условий для этого. Это не соответствует действительности, обстоятельствам дела и прямо опровергается имеющимися в деле доказательствами, а именно обращениями в различные жилищные органы МО РФ и полученными от них ответами.
Настаивает, что все подготовительные действия по передаче в федеральную собственность имеющегося в собственности административного истца и у членов его семьи в собственности жилого помещения в "адрес" произведены, что указывает на фактическую готовность для передачи имеющегося в собственности административного истца и членов его семьи жилого помещения в федеральную собственность.
Полагает, что поскольку административный истец с военной службы не увольнялся, то ссылка административного ответчика на однократность обеспечения военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением является несостоятельной, так как однократность жилищного обеспечения военнослужащих не имеет прямого закрепления в нормах действующего законодательства.
Приводя содержание ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, отмечает, что эти нормы не регулируют вопросы, связанные с повторным обеспечением жильем военнослужащих в период прохождения ими военной службы.
Ссылаясь на п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и различные судебные постановления судов, подтверждает, что условием повторного обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением является освобождение ими ранее полученного бесплатно жилого помещения и сдача его установленным порядком в государственную или муниципальную собственность или же наличие реальных и фактических условий для этого при получении жилого помещения в порядке повторного обеспечения.
Суд не учел, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 и 235 ГК РФ имеется возможность освобождения (передачи) имеющегося в собственности граждан жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, такая передача предусмотрена действующим законодательством и фактически может и будет реализована административным истцом и членами его семьи.
В заключение автор жалобы указывает, что в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом. Вышеприведенные нормы позволяют собственнику жилого помещения по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему жилым помещением, в том числе передать его безвозмездно в федеральную либо муниципальную собственность.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются определенным действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 ЖК РФ.
В соответствие с п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно материалам дела ФИО1 получил офицерское звание в связи с окончанием военного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, то есть относится к категории военнослужащих, которые на весь период службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, и право на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства приобретают по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона).
Из материалов дела также усматривается, что с 2018 года административный истец проходит военную службу в Генеральном штабе ВС РФ. Ранее, в 2012 году, как увольняемому с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ФИО1 на состав семьи 4 человека было предоставлено жилое помещение адресу: "адрес", общей площадью 83, 5 кв. м, которое передано ему и его членам семьи в собственность в равных долях и в настоящее время они являются собственниками этого жилого помещения.
Из тех же материалов дела видно, что решением филиала ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на его обращение о постановке на жилищный учет для обеспечения его жильем для постоянного проживания отказано по вышеуказанным основаниям. При этом указано, что право на обеспечение жилым помещением при вышеуказанных условиях предоставляется указанным военнослужащим один раз.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал в решении, что жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности, либо в том случае, когда военнослужащий лишил себя возможности сдать жилое помещение квартирно-эксплуатационным органам.
Верным является и вывод суда о том, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на безвозмездное обеспечение жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей за счет средств министерств и ведомств, в которых они проходят военную службу, предоставляется им лишь единожды.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал административному в признании незаконными действий начальника филиала ФИО2 "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" МО РФ, связанных с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ N/ФМ об отказе в принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, возложении на ответчика обязанности по отмене этого решения и повторному рассмотрению вопроса о постановке ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Приходя к такому выводу, гарнизонный военный суд правильно учитывал, что постановлением Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в Екатеринбурге установлена учетная норма в размере 10 кв. м. Такая же учетная норма установлена ст. 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения", то есть административный истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
Ввиду отсутствия правовой нормы, регулирующей порядок принятия в собственность Российской Федерации свободных от обязательств жилых помещений, ранее предоставленных Министерством обороны РФ, суд первой инстанции обоснованно отказал административному истцу в удовлетворении административного иска.
Вопреки утверждениям в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку право на обеспечение жилым помещением членов семьи является производным от такого права самого военнослужащего, суд первой инстанции правильно не привлекал к участию в деле членов семьи ФИО1.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение ФИО2 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
В окончательном виде апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.