Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Скакун О.М, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-116/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Курского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N рядового Скворцова Кирилла Павловича об оспаривании действий начальника территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Филиал), связанных с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника Филиала от 1 июня 2021 года N 46-75/20 Сворцову было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений на основании ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, а также ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в связи с тем, что с 16 декабря 2008 года по 17 декабря 2020 года он был зарегистрирован по адресу: г. "адрес" то есть был обеспечен жильем по месту службы.
Будучи несогласным с данным решением, полагая, что снятие его с регистрационного учета по указанному выше адресу было произведено не с целью обеспечения жильем, а связано с волеизъявлением его собственника, административный истец, полагая свои права нарушенными, просил суд, признать названное решение начальника Филиала незаконным и обязать административного ответчика включить его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска Скворцову отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
Приводя вышеуказанные обстоятельства, утверждает о своем праве состоять на учете военнослужащих, нуждающихся в служебном жилом помещении, поскольку он не обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Полагает, что вывод суда первой инстанции о злоупотреблении им правом является необоснованным, так как жильем от военного ведомства он ранее не обеспечивался, а снятие его с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его матери, являлось волеизъявлением собственника.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Абзацем 1 этого же пункта статьи 15 Закона установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 Закона установлено, что военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жильё, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим, прибывшим к новому месту службы и не обеспеченным жилыми помещениями в населенном пункте, в котором располагается воинская часть.
Положениями части 1 статьи 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Абзацем 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
Абзацем 5 пункта 16 приведенных Правил предусмотрено, что гражданин при регистрации по новому месту жительства обязан представить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Статьей 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из пункта 3, 4 статьи 1 ГК РФ следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статьей 10 ГК РФ определено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу указанной статьи, злоупотребление правом может выражаться в совершении действий формально соответствующих правовым нормам, но осуществленных с противоправной целью во вред интересам другого участника гражданского оборота.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ", поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), Как видно из материалов дела, Скворцов с 16 декабря 2008 года был зарегистрирован в качестве члена семьи собственника жилого помещения по указанному выше адресу, иных документов, свидетельствующих о вселении административного истца в названную квартиру не в качестве члена семьи собственника, а также о вынужденном его снятии с регистрационного учета в связи с волеизъявлением его собственника, в материалах административного дела не содержится. 17 декабря 2020 года он снялся с регистрационного учета по вышеуказанном адресу и зарегистрировался по адресу воинской части.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции Скворцов, проходя военную службу по контракту в воинской части, дислоцированной в г. "адрес", на новое место военной службы не пребывал и был обеспечен жильем по месту дислокации воинской части, а добровольно снявшись с регистрационного учета в указанном жилом помещении злоупотребил своим правом, в связи с чем суд обоснованно отказал Скворцову в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Скворцова Кирилла Павловича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2021 года.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.