Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Скакун О.М, с участием представителя административного истца Панченко А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-93/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение 235 гарнизонного военного суда от 19 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Управления эксплуатации средств специальной связи Службы специальной связи и информации ФСО России майора запаса Лапенкова Андрея Александровича об оспаривании действий начальника Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России (далее - Управление), связанных с отказом в регистрации по адресу воинской части.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лапенков с 2005 года проходил военную службу по контракту на должности старшего офицера управления эксплуатации средств специальной связи Службы специальной связи и информации ФСО России. По прибытию к новому месту службы был зарегистрирован и проживал в "данные изъяты" квартире в городе "адрес", полученной его отцом - военнослужащим, на семью из "данные изъяты" человек, в том числе и на него, из которой в 2006 году выехал и вплоть до 2011 года проживал на съёмных квартирах. В целях разрешения жилищного вопроса в 2011 году он приобрел на собственные средства "данные изъяты" квартиру в городе "адрес", в которой был зарегистрирован по месту жительства. После расторжения брака в 2014 году он указанную квартиру продал и в судебном порядке 8 июня 2016 года был снят с регистрационного учета по адресу указанной квартиры и до настоящего времени проживает без регистрации в съёмном жилье. С 27 июля 2020 года состоит на жилищном учете для обеспечения постоянным жильем в г. Москве, а с 16 декабря того же года состоял на жилищном учете для обеспечения служебным жильем. Лапенков уволен с военной службы и с 30 июня 2021 года исключен из списков личного состава воинской части. В марте 2021 года административный истец обратился к ответчику с рапортом о регистрации его по адресу воинской части, в удовлетворении которого ему отказано со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Полагая, что ему отказано неправомерно, истец просил признать указанные действия ответчика незаконными и обязать соответствующих должностных лиц подготовить необходимые документы для его регистрации по месту жительства по адресу войсковой части N.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска Лапенкову отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
Приводя вышеуказанные обстоятельства, утверждает о своем праве быть зарегистрированным по адресу воинской части до обеспечения его жильем.
Указывает, что в решении суда первой инстанции отсутствует обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований. Ссылка суда на то, что на момент вынесения решения он уже не был военнослужащим, является формальным поводом для отказа, поскольку на момент обращения к командованию он таким являлся.
Полагает, что суд неверно применил ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку по прибытию к новому месту военной службы он жилым помещением в г. Москве не обеспечивался и поэтому свои жилищные вопросы решал самостоятельно, в том числе и с регистрацией.
Обращает внимание, что отсутствие у него регистрации лишает его возможности реализовать свои права и социальные гарантии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее Правила).
Согласно абзацу второму п. 3 Правил местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что военнослужащий регистрируется по месту жительства по адресу воинской части до обеспечения жилым помещением либо по адресу специализированного жилого помещения, при прибытии их к новому месту военной службы. Такая регистрация по месту жительства по адресу воинской части носит временный характер и имеет целью создание условий для реализации военнослужащим своих гражданских прав и свобод после их прибытия к новому месту службы при отсутствии возможности предоставления им жилых помещений в населенных пунктах по месту дислокации воинских частей либо близлежащих к ним населенных пунктах. Обязательными условиями для регистрации военнослужащих по адресам воинских частей являются их прибытие на новое место военной службы и отсутствие возможности предоставления им жилых помещений по определенным нормам. В свою очередь, прибывшие к новому месту службы военнослужащие уже зарегистрированные в населенном пункте, где дислоцирована их часть, права на регистрацию по адресам воинских частей не имеют.
Как видно из материалов административного дела, административный истец относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1998 года и на весь период военной службы подлежал обеспечению служебным жильем. Приказом начальника Управления эксплуатации средств специальной связи Службы специальной связи и информации ФСО России от 2 июня 2021 года N 122-лс, Лапенков уволен с военной службы в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 (по истечении срока контракта) Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в запас и с 30 июня 2021 года исключен из списков личного состава воинской части. С 16 декабря 2020 года Лапенков имел право на обеспечение служебным жильем, которое в связи с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части он утратил.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административный ответчик, отказав Лапенкову в его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, действовал правомерно, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Факт признания административного истца нуждающимся в получении жилого помещения по избранному им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, не дает ему права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
Доводам представителя административного истца о невозможности без регистрации осуществлять его общегражданские права и вынужденности снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 19 августа 2021 года по административному исковому заявлению Лапенкова Андрея Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2021 года.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.