Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Манохина В.В, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи ФИО1. с участием представителя административного истца Сосновского С.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-121/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Курского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части 32406 старшего сержанта в отставке Рогулина ФИО2 об оспаривании бездействия начальников филиала "Западный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал) и территориального отдела "Курский" филиала (далее - отдел), выразившегося в непредставлении административному истцу жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Рогулин в соответствии с решением начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (в настоящее время отдел) от 7 августа 2019 года с 1 июля 2019 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения - жилищная субсидия. В апреле 2021 года он уволен с военной службы с оставлением в списках на обеспечение жилым помещением, однако жилищная субсидия ему до настоящего времени не выплачена.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд взыскать с отдела в его пользу жилищную субсидию.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Рогулину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого, излагая обстоятельства дела, указывает, что суд первой инстанции, указывая на то, что в очереди на обеспечение жилищной субсидией состоят свыше 4710 военнослужащих, проходящих военную службу на территории Западного военного округа, и 258 военнослужащих, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, не привлек их к участию в настоящем деле, следовательно, рассматривать вопрос об их правах у суда первой инстанции не было никаких законных оснований.
Полагает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 17 Положения О порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 19 сентябре 1999 г. N 1237, которая гарантирует, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Обращает внимание, что своего согласия на увольнение с военной службы без выплаты жилищной субсидии он не давал, а в рапорте от 11 декабря 2020 г. просил уволить с военной службы после обеспечения жилищной субсидией на приобретение жилья по установленным нормам.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служб предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения предусмотренными статьей 15.1 Закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотри военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаням предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является альтернативным способом обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а поэтому, исходя из положений статьи 57 ЖК РФ, должно осуществляется в порядке очередности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение приведенной нормы Министром обороны РФ издан приказ от 21 июля 2014 года N 510, которым утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
Порядок регулирует вопросы предоставления жилищной субсидии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение) уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение о предоставлении жилищной субсидии принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения необходимых сведений, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, исходя из положения пункта 7 Порядка решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по управлениям финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, управлениям (отделам) по субъектам Российской Федерации, иным финансовым органам Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим перечисление жилищной субсидии по месту нахождения уполномоченного органа (специализированной организации, ее структурного подразделения) (далее - финансовый орган), для перечисления жилищной субсидии военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Таким образом, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении военнослужащему, признанному нуждающимся в жилье, жилищной субсидии обусловлено поступлением соответствующего заявления от военнослужащего (бывшего военнослужащего) и соблюдением очередности, определяющейся датой принятия военнослужащего на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как видно из материалов административного дела, сообщением начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ от 26 декабря 2020 года, Рогулину разъяснено, что его право на жилищное обеспечение будет реализовано с учетом поступления бюджетных средств и в порядке очередности. В очереди на выплату жилищной субсидии с датой принятия на учет ранее 1 июля 2019 года состоит 4710 военнослужащих, проходящих военную службу на территории Западного военного округа, и 258 военнослужащих, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку положение Рогулина в очереди на обеспечение жилищной субсидией не позволяет административным ответчикам принять решение об ее предоставлении, а каких-либо данных о предоставлении субсидии другим военнослужащим в нарушение очередности административного истца, в материалах дела не имеется, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
При этом суд первой инстанции, верно учитывая, что предоставление Рогулину субсидии во внеочередном порядке будет ущемлять права неопределенного круга лиц, состоящих в такой же очереди.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции вынесено решение о правах других военнослужащих, не привлеченных к участию в административном деле, не соответствует материалам административного дела.
Является беспредметным и довод апелляционной жалобе о том, что административный истец в нарушение действующего законодательства незаконно уволен с военной службы без обеспечения жилищной субсидией, поскольку действия командования, связанные с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, без обеспечения жилищной субсидией, административный истец не оспаривает.
Изложенные в обжалованном решении выводы суда первой инстанции о законности действий административных ответчиков в отношении административного истца, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Таким образом оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Рогулина ФИО3 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.