Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Манохина В.В, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи ФИО4, с участием представителя административного ответчика Орлова ФИО13. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело Nа-71/2021 по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району" (далее - Управление) Орлова ФИО12 на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Пограничного управлении ФСБ России по Магаданской области (далее - ПУ ФСБ РФ МО) подполковника запаса Люшина ФИО11 об оспаривании решения жилищной комиссии Управления, связанного с размером предоставленной жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, административный истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по контракту в ПУ ФСБ РФ МО. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административный истец имел общую продолжительность военной службы более 20 лет.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ МО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 с составом семьи 3 человека был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а решением той же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, его дочь ФИО6 была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. Тем же решением была определена форма обеспечения их жильем - жилищная субсидия.
Решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО6 снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а указанным решением административному истцу с составом семьи 3 человека предоставлена жилищная субсидия, исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первое полугодие 2020 года в размере 46 013 рублей, в сумме 5 901 167 рублей 25 копеек.
Вступившим в законную силу решением Анадырского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии дочери административного истца с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи 3 человека, а также действия начальника того же Управления, утвердившего ДД.ММ.ГГГГ данное решение, были признаны незаконными. Кроме того, данным решением суда на начальника и жилищную комиссию Управления была возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии члена семьи административного истца - ФИО6 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, с даты постановки ее на жилищный учет, а также повторно рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи 4 человека.
Во исполнение названного решения суда решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ N на ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был произведен расчет дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первое полугодие 2020 года в размере "данные изъяты" рублей, в сумме "данные изъяты" рублей 75 копеек.
Полагая, что в связи с изменением средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на момент исполнения решения суда субсидия подлежала пересчёту в сторону увеличения, ФИО9 обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил:
- признать незаконным протокол жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ N, в части произведенного расчета в 2021 году по стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на первое полугодие 2020 года на члена его семьи;
- обязать жилищную комиссию Управления отменить протокол от ДД.ММ.ГГГГ N, в части указанного расчета жилищной субсидии и принять новое решение, в котором произвести расчет по стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на день проведения фактической выплаты денежных средств;
- обязать Управление доплатить ему жилищную субсидию на члена его семьи по стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на день проведения фактической ее выплаты.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Люшина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Управления просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого, излагая обстоятельства дела, указывает, что жилищной комиссией Управления исполнено решение Анадырского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ее решением от ДД.ММ.ГГГГ протокол от ДД.ММ.ГГГГ N в части снятия дочери административного истца с жилищного учета был отменен, а также принято решение об обеспечении Люшина жилым помещением в форме жилищной субсидии на состав семьи 4 человека. Поскольку право на обеспечение жилым помещением члена семьи военнослужащего опосредованно от права самого военнослужащего, то член семьи военнослужащего мог сохранять такое право до утраты данного права самим военнослужащим. Люшин и двое его членов семьи ДД.ММ.ГГГГ сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с фактическим обеспечением жилым помещением на состав семьи три человека и с этого времени Люшин утратил право на обеспечение жилым помещением, в связи с этим обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в форме жилищной субсидии с учетом стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первое полугодие 2021 года в размере "данные изъяты" рублей незаконно.
Обращает внимание, что Люшин согласился на обеспечение жилым помещением в форме жилищной субсидии на трех человек в первом квартале 2020 года, т.е. самостоятельно распорядился своими правами при наличии возможности отказаться от получения субсидии в указанный период и в указанном размере. Отдельный расчет субсидии для дочери Люшина жилищной комиссией не проводился, поскольку он не предусмотрен действующим законодательством.
Указывает, что решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снята с учета нуждающихся в получении жилого помещения в форме жилищной субсидии, и данное решение не отменено и не обжаловано, следовательно, решение суда первой инстанции заведомо не исполнимо.
Также указывает, что суд первой инстанции рассмотрел административное дело по административному иску ФИО9 с нарушением подсудности, поскольку административный истец не представил документов его проживания в "адрес", а административные ответчики находятся в "адрес".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади хилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Закона.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 16 статьи 15 Закона, при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 15.1 Закона, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Законом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила расчета субсидий), расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по определенной формуле и с учетом стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
На основании подпунктов 5.2 и ДД.ММ.ГГГГ пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, которые подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года" утвержден норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года в размере 46013 рублей.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2021 года" утвержден норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года в размере 49173 рубля.
С учетом изложенного, одной из составляющих расчета жилищной субсидии является норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкретный период.
При этом ни Правила расчета субсидии, ни Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденный приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержат указаний, предписывающих уполномоченному органу, рассчитывающему размер жилищной субсидии, применять тот или иной норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленный на определенный период.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, величина норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации обоснована экономическими и социальными условиями, определяющими как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства на жилищные субсидии.
Перечисление административному истцу жилищной субсидии не в полном объеме воспрепятствовало Люшину в реализации его права на приобретение жилого помещения с учетом всех членов его семьи. В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет указанной суммы следовало производить исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на первое полугодие 2021 г, что также согласуется с пунктом 2 Правил расчета субсидии, согласно которому размер субсидии устанавливается на день ее выплаты.
Изложенные в обжалованном решении выводы суда первой инстанции о незаконности действий жилищной комиссии Управления в отношении административного истца, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, которые также согласуются и с практикой Кассационного военного суда (кассационное определение от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-191/2020(88а-404/2019).
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности является несостоятельным, поскольку административный истец зарегистрирован по месту жительства в "адрес", который относится к подсудности Ярославского гарнизонного военного суда.
Таким образом оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 года по административному исковому заявлению Люшина ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.