Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Дзадзиева Д.А. и Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В, с участием представителя административного истца Зубриновича Ю.И, представителя административного ответчика - директора Федеральной службы охраны РФ и Федеральной службы охраны РФ Романчука П.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-258/2021 по апелляционной жалобе представителя ФСО России Романчука П.М. на решение Московского гарнизонного военного суда от 24 мая 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление лейтенанта Попова Павла Ивановича об оспаривании действий Федеральной службы охраны РФ и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с не начислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Павленка С.В, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, доводы представителя административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 об оспаривании действий начальника управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО РФ, связанные с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в НИС с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, и открыт его ИНС, на который произведен учет накоплений с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 1-го квартала 2021 года и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на его ИНС участника системы учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2545472 руб. 76 коп, а инвестиционный доход отсутствует, так как ИНС открыт ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая свои права нарушенными, Соболев, через своего представителя ФИО6, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Федеральной службы охраны РФ (далее - ФСО), связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС и обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом учтенных на ИНС накопительных взносов, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе, представитель ФСО России, не соглашаясь с судебным постановлением, просил суд его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать полностью.
В обоснование жалобы указал, что вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу Nа-517/2020 действия должностных лиц ФСО России в лице начальника УЖО СИТО ФСО России уже признаны незаконными.
Приводя содержание п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его права восстановлены.
Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", настаивает, что допущенные нарушения устранены должностными лицами ФСО России, а препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца со стороны ФСО России не имеется, а предмет административного спора между ФИО1 и ФСО России отсутствует. Напротив, суд обязал совершить действия второго ответчика ФГКУ "Росвоенипотека".
Полагает, что повторное обращение ФИО1 в суд с иском о признании незаконными действий должностных лиц ФСО России в соответствии со ст. 10 ГК РФ должно расцениваться, как злоупотребление правом со стороны истца.
Обращает внимание, что на основании решения Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФСО России оплатила судебные расходы по исковому заявлению с аналогичными требованиями и повторное взыскание судебных расходов за те же действия (бездействия) должностных лиц ФСО России будет являться ущербом.
В заключение указывает, что в связи с нарушением норм материального и процессуального права решение суда, согласно ст. 310 КАС РФ, должно быть отменено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в соответствии с подп. 3 п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 подлежал включению в реестр участников НИС в обязательном порядке с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты присвоения воинского звания "прапорщик". Действия административного ответчика, связанные с отказом во включении ФИО1 в реестр участников НИС, судом признаны незаконными, в связи с чем для восстановления нарушенных прав административного истца суд обязал начальника Управления установленным порядком включить ФИО1 в реестр участников НИС с даты присвоения ему воинского звания "прапорщик", удовлетворив заявленные им требования.
В рамках исполнения решения суда ФИО1 включен в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Росвоенипотека" довело до административного истца, что инвестиционный доход начисляется и учитывается на его ИНС с даты открытия счета. В расчете инвестиционного дохода, который мог бы быть получен им за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату открытия ИНС, ему отказано.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. При этом в ст. 5 Федерального закона указаны источники формирования накоплений для жилищного обеспечения.
Согласно ч. 4 - 6 ст. 5 Федерального закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а ч. 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника НИС, учитываются на ИНС участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования НИС.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.
В период возникновения спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих государственных органов охраны, утвержденная приказом ФСО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция). Функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) возложены на Управление жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России.
Согласно инструкции начальник подразделения органов государственной охраны организует работу по ежемесячному формированию личных карточек участников системы по утвержденной форме, а также списков для включения военнослужащих в реестр (приложение N к настоящей Инструкции) (далее именуются - списки).
Личные карточки участников системы, а также списки оформляются только на тех военнослужащих, у которых в течение отчетного месяца возникли основания для включения в реестр.
Списки не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляются начальниками подразделений органов государственной охраны в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган на основании полученных списков вносит записи в реестр и не позднее 20-го числа каждого месяца направляет:
- в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование НИС, сведения об участниках системы по утвержденной форме;
- в подразделения органов государственной охраны уведомления о включении военнослужащих в реестр по утвержденной форме;
- в регистрирующий орган федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в который военнослужащие направлены для дальнейшего прохождения военной службы, уведомления о включении военнослужащих в реестр по утвержденной форме.
При получении из регистрирующего органа уведомления о включении военнослужащего в реестр начальник подразделения органов государственной охраны обязан организовать:
- проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении военнослужащего в реестр, сведениям, содержащимся в списке;
- внесение в личную карточку участника системырегистрационного номера участника, реквизитов уведомления овключении военнослужащего в реестр и приобщение ее к личному делу военнослужащего в случае соответствия сведений, содержащихся в этом уведомлении, сведениям, содержащимся в личной карточке участника системы;
- внесение изменений в реестр в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении военнослужащего в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника системы;
- ознакомление военнослужащего с уведомлением о включении его в реестр под расписку в личной карточке участника системы и его выдачу военнослужащему;
- направление уведомления о включении военнослужащего в реестр и личной карточки участника системы в подразделение органов государственной охраны, в которое переведен военнослужащий, или соответствующему начальнику, в чье распоряжение он зачислен, если на момент получения уведомления военнослужащий переведен к новому месту военной службы.
Согласно п. 2 и 6 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника НИС открывает ИНС.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС, а ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Согласно материалам дела ИНС ФИО1 открыт ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ. Учет накоплений на ИНС участника системы и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 1-го квартала 2021 года. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения участнику системы не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ИНС участника системы учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2545472 руб. 76 коп, инвестиционный доход отсутствует, так как ИНС открыт ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 должен был стать участником НИС с июля 2010 года и из-за нераспорядительности действий должностных лиц воинской части несвоевременно включен в реестр участников НИС, что является нарушением его прав, поскольку даже после восстановления его в НИС, инвестиционный доход ему не начислялся.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал незаконными действия должностных лиц ФСО России, связанные с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников НИС, так как такое включение административного истца в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования, что существенно снижает размер целевого жилищного займа, который мог быть предоставлен ФИО1 для приобретения жилого помещения, и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
Сославшись на ст. 53 Конституции РФ, гарнизонный военный суд верно указал, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно п. 67 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) (приложение N к Информации об итогах функционирования НИС военнослужащих в 2020 году), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 1253540 руб, в связи с чем гарнизонный военный суд правильно указал, что указанная сумма инвестиционного дохода, подлежала начислению административному истцу.
Делая такой вывод суд первой инстанции верно указал, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ИНС административного истца сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению ФГКУ "Росвоенипотека" между всеми военнослужащими. Что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2008-2020 годы не было предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Соответствующие денежные средства имеют иной источник происхождения, не связанный с ассигнованиями федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным в целях восстановления прав административного истца в полном объеме суд первой инстанции обоснованно обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС ФИО1 доход от инвестирования накоплений за период с даты возникновения основания для включения в реестр НИС по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1253540 руб. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Рассматривая административное исковое заявление, гарнизонный военный суд, руководствуясь ст. 194 КАС РФ, верно указал на отсутствие законных оснований для прекращения производства по делу, так как возложение на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по учету на ИНС ФИО1 дохода от инвестирования накоплений за вышеуказанный период, не является полным восстановлением права военнослужащего. Кроме того, предметом судебного контроля, в рамках ранеерассмотренного дела, являлись действия административных ответчиков, связанные с отказом во включении ФИО1 в реестр участников НИС, а неначисления ему инвестиционного дохода.
С учетом вышеуказанных выводов, суд первой инстанции правильно рассмотрел вопрос о взыскании судебных расходов и взыскал их с ФСО в пользу административного истца.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации Романчука П.М. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.