Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Полиновой Т.А.
Вересовой Н.А.
при секретаре
Матвееве Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2021 года апелляционную жалобу Ш. М. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Гайдуллина Д. Р. к Ш. М. об определении порядка общения с несовершеннолетним ребенком.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения Ш. М. и ее представителя Слета А.А, представителя Гайдуллина Д.Р. Алипа А.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, УСТАНОВИЛА:
Гайдуллин Д.Р. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Ш. М. об определении порядка общения с несовершеннолетним ребенком, указав, что с "дата" стороны состояли в браке. От брака имеются несовершеннолетние дети: Шульц П. Д. "дата" года рождения и Шульц А.- Т. Д, "дата" года рождения. До конца декабря 2018 года оба ребенка проживали с истцом, периодически общаясь с матерью.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" брак расторгнут. Судом определено место жительства несовершеннолетней Ш. П.Д. с отцом Гайдуллиным Д.Р, место жительства несовершеннолетнего Шульц А.- Т. с матерью.
С момента вступления решения в законную силу, неоднократные обращения истца к ответчику с предложениями о встречах с сыном игнорировались, в связи с чем истец просил определить порядок общения Гайдуллина Д.Р. с несовершеннолетним Шульц А.- Т, по представленному им варианту общения, а также обязать ответчика предоставлять сведения об учреждении дошкольного/школьного образования несовершеннолетним Гайдуллиным А.- Т, передавать Шульц А.- Т. отцу - Гайдуллину Д.Р. для общения в установленном решением суда порядке, сообщать ему об изменении жительства Шульц А. Т.- не менее чем за неделю до изменения места жительства путем телеграфного сообщения.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования Гайдуллина Д. Р. к Ш. М. удовлетворены частично.
Установлен следующий порядок общения Гайдуллина Д. Р. с несовершеннолетним Шульц А.- Т. Д, "дата" года рождения:
- Гайдуллин Д.Р. вправе беспрепятственно общаться с несовершеннолетним Шульц А.- Т. ежедневно в дневное время с 18 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. путем телефонных переговоров по мобильному и стационарному телефону, с учетом состояния и желания ребенка;
- в течение первых трех месяцев Гайдуллин Д.Р. общается с сыном Шульц А. - Т. в присутствии матери каждую нечетную субботу месяца с 15 час. до 19 час. 30 мин, в местах, предназначенных для проведения досуга, парках, детских площадках по согласованию сторон в присутствии детского психолога;
- по истечении трех месяцев Гайдуллин Д.Р. общается с сыном Шульц А. - Т. в присутствии матери каждую нечетную субботу месяца с 15 час. до 19 час. 30 мин, в местах, предназначенных для проведения досуга, парках, детских площадках по согласованию сторон без присутствия детского психолога;
- по истечении шести месяцев Гайдуллин Д.Р. забирает Шульц А. - Т. по месту его проживания, с учетом желания ребенка с 11 час. до 19 час. воскресенья и возвращает его по месту проживания матери.
В период школьных каникул, по желанию ребенка, отец проводит с сыном каникулы не менее 15 дней (летом), 5 дней (зимой).
В каждый четный год, по желанию ребенка, отец устраивает ребенку День рождения, при участи матери ребенка, так же, как и в праздновании Дней рождений, организованных матерью участие, принимает отец ребенка, по его желанию.
В случае болезни ребенка, дни, определенные для общения, переносятся на дни, следующие за выздоровлением ребенка.
Суд обязал Ш. М. предоставлять Гайдуллину Д. Р. информацию о Шульц А. Т. Д.: его учебе, здоровье, сведения об учебных заведениях, в которых проходит обучение и досуг ребенок, а также об изменении своего места жительства и места Шульц А.- Т. Д, выезда за границу.
В удовлетворении остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Ш. М. просит указанное решение отменить, определить следующий порядок общения истца с несовершеннолетним А.- Т. в течение шести месяцев каждую нечетную субботу, в течение одного часа, в присутствии матери и детского психолога, следующие шесть месяцев в течение 2 часов в присутствии матери без психолога.
В судебное заседание Гайдуллин Д.В, органы опеки не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации определены основные принципы семейного законодательства, в частности построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.
Действующим законодательством, регулирующим семейные правоотношения, закреплен принцип приоритетной защиты интересов детей.
В соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Согласно ч.1 ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Согласно ч.2 ст. 66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
Как следует из материалов дела, "дата" Гайдуллин Д.Р. заключил брак с гражданкой Германии Ш. М..
С "дата" брачные отношения между истцом и ответчиком прекращены.
Брак расторгнут решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата".
Гайдуллин Д.Р. и Ш. М. являются родителями несовершеннолетних Шульц П. Д. "дата" года рождения и Шульц А.- Т. Д, "дата" года рождения.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" определено место жительства несовершеннолетней Шульц П. Д, "дата" года рождения с отцом Гайдуллиным Д. Р, место жительства несовершеннолетнего Шульц А.- Т. Д, "дата" года рождения, определено с матерью- Ш. М..
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Ш. М. - без удовлетворения.
Из заключения по гражданскому делу N... Администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района "адрес" следует, что отделом по опеке и попечительству проведено обследование условий жизни Гайдуллина Д.Р. по адресу: "адрес" результате которого установлено, что истец проживает в двухэтажном частном доме, где созданы условия для комфортного пребывания А.- Т..
Согласно указанному заключению, орган опеки полагает необходимым поддержать исковые требования Гайдуллина Д.Р. частично, определив порядок общения отца с несовершеннолетним А.- Т. следующим образом:
- каждую первую и третью пятницу с 20:00 по 19:00 воскресенья;
- в период весенних и осенних школьных каникул с 15:00 середины каникул до 18:00 последнего дня каникул;
- в период зимних школьных каникул в четный год с 15:00 дня, который приходится на середину каникул до 18:00 последнего дня каникул, в нечетный год с 18:00 последнего учебного дня доя 15:00 дня, который приходится на середину каникул
- в период летних школьных каникул не менее 30 календарных дней.
Из Акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина Шульц А. - Т. Д. от "дата" МА МО "адрес" по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, "адрес", следует что ребенку созданы все условия для проживания. Отношения между матерью и А.- Т. хорошие, теплые.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий, составленному органами опеки и попечительства МА МО "адрес", по месту жительства Ш. М. и несовершеннолетнего ребенка, обследуемая квартира (общей площадью 58, 2 кв.м.), расположена на 1 этаже 4-х этажного кирпичного дома. Ш. М. арендует указанную квартиру. Собственником является Ушаков С.Ю, родственником не приходится, у Ш. М. имеется регистрация в данном жилом помещении до "дата". Одна из комнат (10.8 кв.м) оборудована под детскую, в ней имеется двухъярусная кровать, вместительный угловой шкаф, письменный стол, стеллаж и контейнеры с игрушками, в наличии книги и дидактические материалы для ребенка, имеется одежда и для А.- Т, и для П..
Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади хорошее. Внешний вид ребенка опрятный, личная гигиена соблюдается, имеется одежда и обувь, соответствующая сезону, возрасту и полу ребенка. Ребенок адаптирован, легко идет на контакт, навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом, поведение адекватное.
Ребенок закончил, подготовительные курсы в ЧОУ "Петершулле", зачислен в 1 класс ЧОУ "Петершулле". В беседе А.- Т. говорит о том, что скучает по сестре. Папа его напугал, когда караулил на площадке у дома. Папа подбежал, и схватил как вещь. Папа даже не поздоровался, А.- Т. строит план побега на случай если папа его захватит. В гости к папе А.- Т. ехать не хочет. Готов общаться, если папа подойдет и поздоровается.
Согласно заключению, органа опеки МА МО "адрес" полагает необходимым поддержать исковые требования Гайдуллина Д.Р. частично, определив порядок общения отца с несовершеннолетним А.- Т. следующим образом:
- первые три месяца Гайдуллин Д.Р. общается с сыном в присутствии матери каждую нечетную субботу месяца с 1500 до 19:00 в местах, предназначенных для проведения досуга, парках, детских площадках по согласованию сторон.
- по истечении трех месяцев Гайдуллин Д.Р. забирает сына по месту жительства каждую нечетную пятницу каждого месяца в 19:00 и возвращает его по месту жительства матери в 16:00 воскресенья с обязательным соблюдением режима дня несовершеннолетнего, обеспечением помещения дополнительных занятий.
Согласно мотивированному заключению Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге в интересах А.- Т. возможно установить следующий порядок Гайдуллина Д.Р. с несовершеннолетним сыном:
- в течение первых трех месяцев Гайдуллин Д.Р. общается с сыном Шульц А. - Т. Д. каждую среду с 17:00 часов до 19:00 часов, субботу с 10:00 часов до 12:00 часов в присутствии детского психолога и матери несовершеннолетнего с посещением культурно-досуговых мероприятий, детских площадок, парков, семейных центров на усмотрение сторон по предварительной договоренности.
- по истечении трех месяцев общения в присутствии психолога и матери несовершеннолетнего в присутствии психолога и матери несовершеннолетнего Ш. М, отец общается с сыном в течение шести месяцев каждый четверг с 17:00 часов до 19:00 часов, воскресенье с 10:00 часов до 19:00 часов в присутствии матери несовершеннолетнего и без присутствия детского психолога с посещением культурно-досуговых мероприятий, детских площадок, парков, семейных центров на усмотрение сторон по предварительной договоренности.
- после шести месяцев общения Гайдуллин Д.Р. общается с сыном еженедельно каждый четверг с 17:00 часов до 19:00 часов без присутствия матери (с учетом мнения ребенка). Отец обязуется возвратить ребенка по месту жительства ответчика не позднее 19:00 часов. В воскресенье с 11600 до 16:00 отец общается с сыном (с учетом мнения ребенка) с правом посещения культурно-досуговых мероприятий, детских площадок, парков и т.п, при этом истец забирает ребенка по месту проживания ответчика в 1600 часов и возвращает ответчику по месту его проживания не позднее 16:00 часов.
- в период летних школьных каникул отец проводит с сыном отпуск не менее 14 календарных дней, с правом выезда за границу Российской Федерации (с учетом мнения ребенка). При этом ответчик оказывает содействие в оформлении необходимых документов для отпуска отца с ребенком. В случае выезда за пределы Российской Федерации отец ребенка обязан предоставить Ш. М. информацию: о дате выезда (вылета) и дате возвращения; о месте и условиях отпуска, а также сообщить номер телефона для связи с ним и с ребенком в период их нахождения за пределами Российской Федерации.
- в случае болезни ребенка обязать ответчика предоставить истцу информацию о случаях заболевания ребенка и наименовании лечебного учреждения, в котором ребенок находится на лечении (в том числе, амбулаторном), предоставлять истцу право лично (непосредственно) общаться с ребенком на весь период болезни не менее получаса ежедневно - по месту нахождения ребенка.
- обязать ответчика информировать отца ребенка об изменении его местонахождения на срок свыше пяти дней и указания точного адреса в письменном виде (посредством смс-сообщения или электронной почты) не позднее суток до осуществления такого передвижения.
- обязать ответчика обсуждать с отцом ребенка вопросы, связанные с обучением ребенка (выбор секции, кружков, общеобразовательных учреждений и т.п.).
Ш. М. в своих возражениях просила в удовлетворении требования Гайдуллина Д.Р. отказать, полагает, что встречи несовершеннолетнего А.- Т. с отцом могут проходить не чаще двух-трех раз в месяц в присутствии матери и психолога. Указывает, что Гайдуллин Д.Р. требует передать ему ребенка, не учитывая интересы ребенка, его эмоционального состояния, также указывает, что неоднократно обращалась в полицию в связи с попытками Гайдуллина Д.Р. пообщаться с ребенком. Полагает, что встречи Гайдуллина Д.Р. с ребенком вызывают у ребенка сильные психические переживания, страх.
Также ответчиком представлены письменные пояснения результатов психолого-педагогического сопровождения семьи, составленные педагогом-психологом Рябоконь Н.Ю.
Указанные пояснения охватывают период августа 2019 года и описывают характер взаимоотношений родителей и их старшей дочери - П, то есть не относятся к существу рассматриваемого дела, в связи с чем не могут быть положены в основу судебного решения.
По ходатайству ответчика судом истребованы медицинские документы в СПБГКУ "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия имени С.С. Мнухина".
Как следует из заключения указанного медицинского учреждения от "дата" психологическим исследованием несовершеннолетнего Шульц А.- Т. от "дата" установлено, что у ребенка в эмоциональной сфере на первый план на момент обследования выступает высокий уровень тревожности, боязнь агрессии, выражена потребность в защите, низкая социализированность, неудовлетворенность потребности в общении, вызванный ограничениями или запретами.
Как следует из психологического обследования от "дата" в ходе обследования ребенок сообщил, что хотел бы чтобы "папа стал хорошим".
При исследовании настроение ребенка не снижен. Присутствует некоторая склонность к негативному оцениванию своей школьной эффективности и истощаемости. Эмоциональное состояние сопровождается усталостью. Мальчику свойственно малое количество страхов, относительно возрастной нормы. Исследуемый боится "папу".
Судом приобщено к материалам дела заключение экспертов N... от "дата" ООО "Экспертный центр Северо-Запада", выполненное в рамках рассмотрения гражданского дела N... по иску Гайдуллина Д.Р. к Ш. М. о расторжении брака, об определении места жительства детей, о взыскании алиментов, по встречному иску Ш. М. к Гайдуллину Д.Р. о расторжении брака, определении места жительства детей, о взыскании алиментов. Указанным заключением установлено, что для Гайдуллина Д.Р. характерны следующие черты:
- низкие показатели невротичности, раздражительности, реактивной агрессивности, застенчивости, открытости, эмоциональной лабильности, средние показатели спонтанной агрессивности, депрессивности, экстраверсии-интроверсии, маскулинизма-феминизма и высокие показатели общительности и уравновешенности;
- высокие показатели близости, принятия, сотрудничества с детьми, тревожности за них, удовлетворенности отношениями с ними, средние показатели требовательности, строгости, контроля, последовательности в своих требованиях к детям и воспитательной конфронтации в семье.
У Гайдуллина Д.Р. отмечается полное принятие детей, он удовлетворен отношениями с ними.
Гайдуллин Д.Р. имеет высокую привязанность к своим детям, жене.
У Шульц П. и Шульц А.- Т. отмечается адекватная самооценка, а также характерны ответственность, исполнительность, высокая моральная нормативность. Во время проведения исследования дети быстро адаптировались в незнакомой ситуации, заинтересовались процедурой исследования. Оба ребенка были спокойны на протяжении всего наблюдения и беседы, к незнакомым людям относились доброжелательно, в контакт вступали охотно. В процессе обследования активно участвуют в беседе, инструкции понимают и выполняют. В целом мотивация к выполнению заданий у П. - устойчивая, у А.- Т. - ситуационная.
На момент обследования П. и А.- Т. в психолого-педагогическом плане соответствуют своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено.
А.- Т. общительный, ласковый, доброжелательный ребенок, отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения, достаточно хорошо развиты наглядно-образное мышление, элементы логического мышления. Отличается достаточно хорошим развитием речи для своего возраста, обладает достаточным словарным запасом, правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий. Общая осведомленность и бытовые навыки соответствуют возрастной норме.
А.- Т. высказывает желание к взаимодействию с мамой и папой, в то же время отдает предпочтение к месту проживания с мамой, П. высказывает к взаимодействию с папой, а затем только с мамой, в то же время о маме отзывается отрицательно, говоря, что она ее обманывала и наказывала, несправедливо, по ее словам, поэтому она хотела бы проживать с отцом.
Во время беседы А.- Т. и П. на вопрос о том, с кем бы они хотели проживать, ответили следующим образом:
- А.- Т. сказал, что хотел бы чтобы мама с папой помирились и он бы хотел проживать с ними обоими, но если нет такой возможности, то он бы предпочел проживать с мамой;
- П. ответила, что хотела бы проживать с папой, так как мама ее обманывала и наказывала, по ее словам, несправедливо.
Индивидуально-психологические особенности Шульц П. "дата" года рождения и Шульц А.- Т. "дата" года рождения, а также их актуальное психологическое состояние характеризуется тем, что они соответствуют своему возрастному этапу развития и у них отсутствуют признаки негативных переживаний; при этом оба ребенка имеют высокую привязанность к обоим родителям (при внешне демонстрируемой неприязни к матери со стороны П.).
Оба родителя - Гайдуллин Д.Р. и Ш. М. имеют положительный психологический профиль и у них отмечается благоприятный характер детско-родительских отношений.
В семьях Ш. М. и Гайдуллина Д.Р. отмечается благоприятный психологический климат, который способствует установлению соматического и психического равновесия, гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи, а также гармоничному развитию несовершеннолетних детей.
Они также обладают достаточным педагогическим потенциалом для воспитания своих несовершеннолетних детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков, физического воспитания, интеллектуального развития, развития речи, нравственного и этического воспитания.
Применяемые Ш. М. и Гайдуллиным Д.Р. методы воспитания создают благоприятные условия для нормального и всестороннего психического развития детей и обеспечения их интересов.
В связи с этим можно утверждать, что у Гайдуллина Д.Р. и Ш. М. отсутствуют какие-либо индивидуально-психологические особенности (в том числе родительского отношения к ребенку, стиля воспитания, системы ценностей), которые бы угрожали психическому здоровью детей. Допрошенный по ходатайству ответчика при рассмотрении указанного дела эксперт Белов В.Г. свое заключение поддержал в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
В силу ч.2 ст. 66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
Разрешая требования об определении порядка общения с ребенком отца, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, суд установилпорядок общения, изложив его в резолютивной части решения.
По мнению судебной коллегии, определенный судом первой инстанции объем общения отвечает интересам ребенка, а также согласуется с объемом прав, предоставленных Семейным кодексом Российской Федерации родителям при общении с ребенком.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", также следует, исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.
При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.
Согласно ст. 9 Конвенции ООН "О правах ребенка" (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
Государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
В соответствии со ст. 18 Конвенции ООН "О правах ребенка" - государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 17 Конвенции).
Не соглашаясь с порядком общения с несовершеннолетним ребенком, установленным судом, ответчик в апелляционной жалобе настаивает на изменении решения суда, оценивая установленный судом график общения, как не отвечающий интересам сына.
Вместе с тем, вопреки доводам апеллянта и в соответствии со статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на поддержание контактов с ребенком и участие в его воспитании и образовании. Родитель, с которым проживает ребенок, не может препятствовать общению ребенка с другим родителем, если только такое общение не нарушает физическое или психологическое здоровье или моральное развитие ребенка.
Таким образом, указание апеллянта на то, что встречи несовершеннолетнего с отцом не рекомендованы СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия им. С.С. Мнухина", в отсутствие достоверных доказательств того, что установленный порядок общения с несовершеннолетней нарушает законные права ребенка, а также ее физическое или психологическое здоровье или моральное развитие, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Ссылки на то, что поскольку фактически психологом запрещены встречи с отцом, в связи с чем, решение суда в указанной части является неисполнимым, основаны на субъективном восприятии апеллянта, поскольку родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, в связи с чем, именно на отце лежит обязанность для принятия всех необходимых и своевременных мер для восстановления контакта с сыном.
Многочисленные доводы апеллянта о том, что несовершеннолетний сын долгое время не общался с отцом, а регулярные встречи по сути являются стрессом, и влекут негативные психические переживания, не могут быть оценены как объективные и беспристрастные. Совокупностью представленных доказательств подтверждается наличие возможности для установления регулярного общения сына с отцом, восстановления психологически устойчивых отношений.
Довод жалобы о том, что судом отказано в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, и назначении судебной психолого-педагогической экспертизы также не является основанием для отмены решения суда, поскольку удовлетворение ходатайств является правом, а не обязанностью суда. Само по себе отклонение судом первой инстанции заявленных ходатайств не свидетельствует о нарушении процессуальных прав Ш. М. и незаконности оспариваемого судебного постановления.
Кроме того, в данном случае суд не усмотрел оснований для назначения судебной экспертизы, поскольку в материалах дела представлено заключение экспертов N... от "дата" ООО "Экспертный центр Северо-Запада", выполненное в рамках рассмотрения гражданского дела N... по иску Гайдуллина Д.Р. к Ш. М. о расторжении брака, об определении места жительства детей, о взыскании алиментов, по встречному иску Ш. М. к Гайдуллину Д.Р. о расторжении брака, определении места жительства детей, о взыскании алиментов, не доверять которому, у суда оснований не имелось. При этом ответчицей не приведено каких-либо объективных сведений, позволяющих прийти к выводу о необходимости назначения по делу судебной психолого-педагогической экспертизы. Доказательств, свидетельствующих о том, что определение порядка общения с отцом противоречит интересам ребенка, Ш. М. также не представлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.