Судья Санкт-Петербургского городского суда Поповой Е.И., при секретаре Корогодовой М.Д., с участием прокурора Скибенко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2021 года административное дело N2а-5672/2021 по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии N8 Санкт-Петербурга к Участковой избирательной комиссии N758 об отмене итогов голосования на избирательном участке, по частной жалобе Территориальной избирательной комиссии N8 Санкт-Петербурга на определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2021 года о прекращении производства по делу, УСТАНОВИЛА:
Территориальная избирательная комиссия N8 Санкт-Петербурга обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии N758, в котором просила отменить решение административного ответчика об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу, оформленное протоколом N2 от 20 сентября 2021 года.
В обоснование заявленных требований Территориальная избирательная комиссия N8 Санкт-Петербурга указала, что Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Территориальные избирательные комиссии" на Территориальную избирательную комиссию N8 Санкт-Петербурга были возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа город Санкт-Петербург - Западный одномандатный избирательный округу N212. В соответствии с пунктом 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N11/87-8 от 18 июня 2021 года "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" голосование на избирательном участке N758 проводилось 17, 18 и 19 сентября 2021 года. Как указал административный истец, 18 сентября 2021 года после окончания голосования бюллетени, извлеченные из стационарного ящика для голосования, были перемещены в сейф-пакет, который был убран в сейф для хранения сейф-пакетов. После чего данный сейф, в котором находились сейф-пакеты с бюллетенями избирателей, проголосовавших 17 и 18 сентября 2021 года, был перенесен в помещение, не являющиеся помещением для голосования, в котором отсутствовало видеонаблюдение.
Одновременно, из помещения для голосования был перемещен сейф, в котором хранились неиспользованные избирательные бюллетени, иная избирательная документация участковой избирательной комиссии (включая список избирателей). После прибытия председателя Территориальной избирательной комиссии N42 ФИО2 сейфы с избирательной документацией были возвращены в помещение для голосования в зону действия камер видеонаблюдения. Также административный истец указал, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 сентября 2021 года N253-11 "О перечне избирательных участков, на которых будет применяться видеонаблюдение при проведений выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и иных выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года, на территории Санкт-Петербурга" на избирательном участке N758 при проведении выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года, должно применяться видеонаблюдение. Территориальная избирательная комиссия N42 своим решением от 19 сентября 2021 года "О жалобах члена Территориальной избирательной комиссии N8 Санкт-Петербурга ФИО3 и кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N18 ФИО1" признала факт нарушения участковой избирательной комиссией избирательного участка N758 требований Положения и обязала данную комиссию признать бюллетени, находившиеся в сейф-пакетах, хранившихся с нарушением требований Положения, недействительными. 19 сентября 2021 года во исполнение указанного решения Территориальная избирательная комиссия N42 участковой избирательной комиссией избирательного участка N758 при подсчете голосов избирателей избирательные бюллетени по федеральному избирательному округу, извлеченные из сейф-пакетов, были признаны недействительными.
Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными, составило 464 штук, количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, было установлено по 252 действительным бюллетеням, при этом, голоса 464 избирателей не были учтены при установлении волеизъявления граждан, что с учетом распределения количества голосов, поданных за каждого кандидата, не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на избирательном участке N758. Кроме того, как указал административный истец, из помещения для голосования участковой избирательной комиссии были также вынесены на продолжительный (около 3 часов, с 20:30 до 23:30) период времени неиспользованные избирательные бюллетени, список избирателей, иная избирательная документация, которые все это время находились вне зоны действия камер видеонаблюдения и вне контроля лиц, на которых законом возложено обеспечение сохранности избирательной документации.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2021 года производство по делу прекращено по основаниям пункта 2 части 2 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Территориальная избирательная комиссия N8 Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене данного определения суда, как незаконного и необоснованного. В обосновании доводов частной жалобы указала, что Территориальная избирательная комиссия N8 Санкт-Петербурга обладает предусмотренными законом полномочиями, позволяющими ей обращаться в суд в защиту публичных интересов и избирательных прав граждан, включая обращение с требованием об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, в случае установления нарушений законодательства о выборах.
Представитель административного истца, Территориальной избирательной комиссии N8 Санкт-Петербурга - Венгеров В.В, действующий по доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы частной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика, Участковой избирательной комиссии N758; заинтересованного лица, Территориальной избирательной комиссии N42, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судья апелляционной инстанции, выслушав заключение прокурора, полагавшего определение суда первой инстанции подлежащим отмене, проверив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, то суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Исходя из пунктов 1, 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Основания для прекращения производства по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации приведены в статье 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в части 1 которой, в частности определено, что суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1-4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что производство по административному делу также подлежит прекращению в случае, если судом установлено, что административный истец не отвечает требованиям, установленным частью 16 статьи 239 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Под содержание указанной правовой нормы подпадают и такие случаи, когда предъявленные к судебной защите требования носят не правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты, как в судебном, так и в ином порядке.
Таким образом, действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обжалования решений избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, в том числе в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с заявлением об отмене указанных решений с учетом характера их субъективных прав.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что Территориальная избирательная комиссия N8 Санкт-Петербурга, не указанная в части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не наделена правом обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене итогов голосования на избирательном участке N758.
Судья апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим основаниям.
В части 6 статьи 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, заключенной в городе Кишиневе 7 октября 2002 года и ратифицированная в Российской Федерации на основании Федерального закона от 2 июля 2003 года N89-ФЗ, установлено, что легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.
При этом данная Конвенция, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обращает особое внимание на то, что каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты выборов и вместе с тем иметь возможность обжаловать официальные итоги голосования и результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы граждан, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства (пункт 7 статьи 9); в случае нарушения стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленных законами, - также в избирательных органах (пункт 1 статьи 16).
Часть 1 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая эти протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная" (часть 2 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Материалами дела подтверждается, что постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Территориальные избирательные комиссии" на Территориальную избирательную комиссию N8 были возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа город Санкт-Петербург - Западный одномандатный избирательный округу N212.
Выборы по Западному одномандатному избирательному округу N212 проходили, в том числе, на избирательном участке N758.
20 сентября 2021 года в 00 часов 55 минут был подписан Протокол N2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по федеральному избирательному округу Избирательный участок N758.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 сентября 2021 года N59/464-8 "О ситуации с голосование на отдельных избирательных участках при проведении выборов в Санкт-Петербурге 17, 18, 19 сентября 2021 года" на окружную избирательную комиссию на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N212 город Санкт-Петербург - Западный одномандатный избирательный округу N212 возложена обязанность незамедлительно принять решение об обращении в соответствующий суд с административным исковым заявлением об отмене решений участковых комиссий N757, N758 и N771 об итогах голосования.
28 сентября 2021 года Территориальной избирательной комиссией N8 Санкт-Петербурга принято решение N30-5 "Об обращении в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением об отмене итогов голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке N758 Санкт-Петербурга".
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах, в том числе органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума (часть 6 статьи 68, часть 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, часть 2 статьи 259 ГПК РФ).
Однако эти положения должны применяться с учетом норм, в которых закреплено право комиссий определенного уровня на обращение в суд с конкретными требованиями, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Например, после установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящей избирательной комиссией может быть оспорено в суде решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (пункт 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу пункта 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
С учетом изложенного, принимая во внимание представленные документы, судья апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае Территориальной избирательной комиссии N8, наделенной полномочиями окружной избирательной комиссии, предоставлено право обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене итогов голосования на избирательном участке N758.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, поскольку он принят с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела, и потому определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2021 года подлежит отмене с возвращением дела в суд для рассмотрения по существу в том же составе суда.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 8 октября 2021 года - отменить.
Административное дело N2а-5672/2021 по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии N8 Санкт-Петербурга направить в Кировский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу заявленных требований, в том же составе суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.