Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Мартыненко Ю.А.
- Пестрикова О.В, при секретаре судебного заседания - Барской А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 9 июня 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего N военной автомобильной инспекции (территориальной 2 разряда) Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Новицкого ФИО11 об оспаривании действий начальника названной инспекции, связанных с отказом в учете времени привлечения в 2019-2021 годах его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, и непредоставлением дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению этих обязанностей в указанные периоды времени.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения административного ответчика - капитана Юдина Е.В. и представителя заинтересованного лица - Гаевого А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Новицкого удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия начальника N военной автомобильной инспекции (территориальной 2 разряда) Министерства обороны Российской федерации, связанные с отказом в учете четырех часов несения административным истцом службы (время для отдыха и сна) в суточном наряде в 2021 году - "дежурный по N ВАИ", и обязал названное должностное лицо произвести перерасчет времени привлечения Новицкого к исполнению обязанностей военной службы в указанном наряде в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.
Этим же решением суд взыскал с N Военной автомобильной инспекции (территориальной 2 разряда) Министерства обороны Российской Федерации через лицевой счет федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" в пользу Новицкого судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальных требований административного истца судом отказано.
В апелляционной жалобе Новицкий выражает несогласие с решением суда в части неудовлетворенных требований, просит его отменить и принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы полагает, что срок защиты его права на получение дополнительных суток отдыха за привлечение в 2019-2020 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, должен исчисляться после 18 марта 2021 года, когда ответчик отказался признать его требование произвести перерасчет времени привлечения его к нарядам.
Автор жалобы, приводя обстоятельства данного административного дела, отмечает, что при разрешении его требования о предоставлении 38 дополнительных суток отдыха до 31 декабря 2021 года судом не было учтено то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства ответчик добровольно в полном объеме восстановил его право на учет времени исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2019 году, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ и возражениями от ДД.ММ.ГГГГ, и выразилось в предоставлении ему 16 дополнительных суток отдыха согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
Далее автор жалобы указывает, что вывод суда о том, что основной отпуск за 2020 год он использовал в том же году является ошибочным, поскольку в приказе на отпуск указанна дата его выхода на службу из основного отпуска за 2020 год - ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что судом была дана неверная оценка обстоятельствам дела, а именно не были приняты во внимания его рапорты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые подтверждают факты его неоднократных обращений к командованию с требованиями предоставить дополнительные сутки отдыха, присоединив их к основному отпуску за 2020 год.
Кроме того истец считает, что при рассмотрении его требования о предоставлении 9 дополнительных суток отдыха за 2020 год, не был принят во внимание его рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил изменить дату его выхода на службу на более поздний срок.
В заключение жалобы Новицкий делает вывод, что его право на правильный учет времени исполнения обязанностей военной службы в суточном наряде сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени было нарушено, об этом он узнал в конце января 2021 года и обратился с соответствующим рапортом к командованию ДД.ММ.ГГГГ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в перерасчете времени привлечения его к нарядам. Учитывая данные обстоятельства, истец считает, что процессуальный срок на обращение с указанными исковыми требованиями в суд, им не пропущен.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считая его законным и обоснованным.
Исследовав все юридические значимые обстоятельства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Новицкого о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение в 2019-2020 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Условия возникновения у военнослужащих права на дополнительные сутки отдыха, а также порядок их предоставления установлены статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Закон), а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного служебного времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяются Положением.
В соответствии с пунктом 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению) военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, дополнительные сутки отдыха по его желанию предоставляются в другие дни недели или они присоединяются к основному отпуску.
В силу пункта 6 статьи 29 Положения вместо увеличения по желанию военнослужащего продолжительности основного отпуска или его части военнослужащему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки установленного настоящим Положением увеличения отпуска.
Исходя из анализа приведенных норм, судебная коллегия соглашается с выводом гарнизонного военного суда о том, что оснований для предоставления Новицкому дополнительных суток отдыха за 2020 год после ДД.ММ.ГГГГ (окончания последней части отпуска за 2020 год) не имеется. Право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер и может быть реализовано только своевременно и непосредственно в целях восстановления служебной работоспособности. Военнослужащий, использовавший основной отпуск в полном объеме вместе с дополнительными сутками отдыха, считается полностью восстановившим работоспособность за тот период, за который такой отпуск предоставлялся, поэтому в дальнейшем право на отдых у него может возникнуть только в связи с исполнением обязанностей военной службы за период после окончания соответствующего отпуска. В связи с этим военнослужащим, использовавшим в полном объеме отпуск за текущий год вместе с дополнительными сутками отдыха, оставшиеся неиспользованные дополнительные сутки отдыха за тот же год на период по окончании отпуска в следующем году не переносятся.
Данный вывод не противоречит разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 21 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в части определения срока, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительных суток отдыха, поскольку данные разъяснения относятся к случаям, когда дополнительные сутки отдыха не были предоставлены военнослужащим вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Новицкого о представлении дополнительных суток отдыха за привлечение его в 2019 году к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, ввиду пропуска срока на обращение с этим требованием в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, а в удовлетворении аналогичного требования за 2020 год - ввиду его необоснованности.
При этом, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, на правильность указанных выводов суда не влияют действия начальника N военной автомобильной инспекции (территориальной 2 разряда) Министерства обороны Российской Федерации по частичному представлению Новицкому в 2021 году дополнительных суток отдыха за привлечение его в 2019 году к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, поскольку эти действия обусловлены позицией самого административного ответчика.
С учетом изложенного, не находя оснований для коррекции судебного постановления, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 9 июня 2021 года по административному делу по исковому заявлению Новицкого ФИО13 об оспаривании действий начальника N военной автомобильной инспекции (территориальной 2 разряда) Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в учете времени привлечения его в 2019-2021 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, и непредоставлением дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению этих обязанностей в указанные периоды времени, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложить до 5 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.