Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Кураксина А.С, судей
Агапова А.А. и Мартыненко Ю.А, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N ефрейтора запаса ФИО10 об оспаривании действий заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и исключении из состава семьи военнослужащего, по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения представителя административного истца Мартыненко М.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Лайтнер Ю.С, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО10, в котором она оспорила решение заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") от 4 марта 2021 года N02-11/2117 об отказе в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений и исключении её из состава семьи супруга - ФИО12
В апелляционной жалобе ФИО10, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
Автор жалобы указывает, что в 2017 году она уволена с военной службы по возрасту с оставлением в списках на получение жилья как член семьи супруга - военнослужащего, имеет общую выслугу более 10-ти лет, жилым помещением по установленным нормам не обеспечена. Анализируя п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФИО10 полагает, что имеет право состоять на жилищном учете отдельно от мужа по своему выбору.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.
Основания же признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК РФ.
Анализ данных норм права позволяет сделать вывод о том, что при увольнении с военной службы по основаниям, указанным в Законе, военнослужащие в зависимости от общей продолжительности их военной службы имеют право выбрать форму жилищного обеспечения, которая зависит от волеизъявления самого военнослужащего.
Реализация военнослужащими своих жилищных прав за счет государственного жилищного фонда носит добровольный (заявительный) характер. Тем самым Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета подлежат обеспечению жилыми помещениями военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, которые в установленном порядке в период прохождения военной службы были признаны нуждающимися в жилых помещениях соответствующими жилищными органами.
Как установлено судом, с 12 апреля 2019 года на основании договора найма специализированного жилого помещения ФИО12, его супруге (ФИО10.) и сыну предоставлена квартира по адресу: "адрес"
Приказом командира войсковой части N от 8 августа 2017 года N0126 ФИО10 уволена с военной службы по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). При этом общая продолжительность ее военной службы составила более 10 лет.
С 20 сентября 2017 года приказом того же должностного лица истец исключена из списков личного состава воинской части.
До увольнения с военной службы нуждающейся в улучшении жилищных условий административный истец не признавалась, выразила согласие на увольнение без предоставления жилого помещения.
При этом в ходе беседы с командованием 31 мая 2017 года ФИО10 сообщила воинским должностным лицам о желании быть обеспеченной жильем в составе семьи своего супруга.
Из заявления ФИО10 от 26 мая 2020 года в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ (в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 6 ноября 2020 года N583 реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Росжилкомплекс") следует, что последний избрал с учетом супруги форму жилищного обеспечения - жилищную субсидию.
Данных о том, что ответчиком созданы препятствия для реализации заявления ФИО12 от 26 мая 2020 года материалы дела не содержат.
Таким образом в основе правоотношений, связанных с формой или способом обеспечения жилым помещением, являются действия и желание самой ФИО10 в период прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах после увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации и утраты статуса военнослужащего истец не может состоять на отдельном жилищном учете и быть обеспеченной отдельно от супруга, а ее доводы об обратном на законе не основаны.
Установив эти имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства, которые подтверждаются доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения должностного лица. При этом суд правильно применил приведенные в решении и апелляционной жалобе нормы материального права, которым административный истец даёт неверное толкование.
Что касается доводов ФИО10 о предполагаемом прекращении ведения совместного хозяйства и брачных отношений, то при разрешении данного спора эти обстоятельства правового значения не имеют, поскольку её волеизъявление о признании нуждающейся в жилых помещениях в период службы выражено не было.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия не усматривает оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ФИО10
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года по административному делу по заявлению ФИО10 об оспаривании действий заместителя начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт в нуждающихся в получении жилого помещения и исключении из состава семьи военнослужащего, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.