Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Кураксина А.С, судей
Агапова А.А. и Мартыненко Ю.А, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N гвардии ефрейтора ФИО10 об оспаривании действий начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения представителя ответчика Гаевого А.А. и ФГАУ "Росжилкомплекс" Федченко О.Б. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя истца Мартыненко М.Ю, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление ФИО10 удовлетворено.
Суд признал незаконными действия начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" (далее - ФКУ "УФО по ВВО РФ"), связанные с отказом в согласовании документов на выплату денежной компенсации за наём жилого помещения, и обязал командира войсковой части N представить в ФКУ "УФО по ВВО РФ" документы, необходимые для выплаты ФИО10 денежной компенсации, а начальника ФКУ "УФО по ВВО РФ" повторно рассмотреть вопрос о производстве данной выплаты.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "УФО по ВВО РФ" Гаевой А.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению автора апелляционной жалобы, суд ошибочно истолковал ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку обязательными условиями предоставления служебных жилых помещений военнослужащим является отсутствие у них в собственности, пользовании или владении других помещений в соответствующем населенном пункте. Судом не дана оценка соглашению от 10 февраля 2014 года, заключенном между ФИО10 и его отцом о сохранении за истцом регистрации в жилом помещении по адресу: "адрес". Это обстоятельство указывает на право пользования данным жильем в составе семьи собственника и злоупотребление правом. Выплата денежной компенсации с 1 января 2019 года осуществляется ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), которое не привлечено к участию в деле, а ФКУ "УФО по ВВО РФ" обеспечивает ввод информации в ПИРО "Алушта" на основании приказов командиров войсковых частей.
В письменных возражениях ФИО10 полагает решение суда законным, а доводы автора жалобы несостоятельными, так как ФКУ "УФО по ВВО РФ" осуществляет проверку и принятие документов на выплату. При этом ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществляет лишь перечисление денежных средств и его прав не нарушало.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909 приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
В силу п. 2 Инструкции выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Пунктами 4 и 8 данной Инструкции предусмотрено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием, при условии принятия его уполномоченным жилищным органом на соответствующий учет.
По делу установлено, что ФИО10 с 23 марта 2021 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, которым не обеспечен.
22 апреля 2021 года истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, представив необходимые документы. Указанное воинское должностное лицо направило их для согласования в ФКУ "УФО по ВВО РФ".
Письмом ФКУ "УФО по ВВО РФ" от 25 июня 2021 года N2/3076 в названной выплате ФИО10 отказано по причине его обеспеченности жилым помещением по месту регистрации по адресу: "адрес".
Удовлетворяя требования суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с принятием истца уполномоченным жилищным органом на жилищный учет и отсутствием возможности предоставить последнему служебное жилое помещение, ФИО10 обоснованно поставил вопрос о выплате ему денежной компенсации.
При этом, как правильно указал в итоговом судебном постановлении гарнизонный военный суд, в силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с законом является не только его правом, но и обязанностью.
Однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, и согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Вопреки мнению автора жалобы ФКУ "ЕРЦ МО РФ" жилищных прав истца не нарушало, каких-либо действий при принятии ответчиком оспоренного решения не совершало и решением суда на данный финансовый орган никаких обязанностей возложено не было, в связи с чем привлекать его к участию в деле правовых оснований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах поводов для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 года по административному делу по заявлению ФИО10 об оспаривании действий начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 22 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.