Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - КУРАКСИНА А.С.
и судей - АГАПОВА А.А.
- МАРТЫНЕНКО Ю.А, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя Пограничного управления ФСБ России по Амурской области Чернышова А.А. на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 30 августа 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Амурской области подполковника ФИО12 об оспаривании решения жилищной комиссии данного Управления о внесении изменений в его учетное дело.
Заслушав доклад судьи Мартыненко Ю.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда вышеуказанное административное исковое заявление ФИО12 удовлетворено. Суд признал незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Амурской области (далее - Управление) от 26 апреля 2021 года о внесении изменений в учетное дело ФИО12 в части учёта доли в жилом помещении по адресу: "адрес"
Кроме того, судом взысканы с Управления в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Чернышов А.А. просит данное судебное решение отменить, полагая, что судом ошибочно применены нормы материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей просьбы автор жалобы, цитируя положения ст. 53 ЖК РФ, ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 мая 2014 года N 8, утверждает, что истец в 2013 году реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, при этом он имел право на получение одной и той же социальной гарантии по нескольким основаниям - в качестве военнослужащего или в качестве члена семьи супруга-военнослужащего. Военнослужащий добровольно распорядился выделенным ему жильём, оставив свою часть жилого помещения бывшим членам семьи, поэтому его обеспечение жилым помещением возможно только на общих основаниях в порядке гл. 7 ЖК РФ.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
Под прекращением семейных отношений, согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 13 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", следует понимать расторжение брака между супругами, отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником помещения, отсутствие с собственником общего бюджета, общих предметов быта, а также выезд в другое место жительства.
Статьей 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По делу установлено, что ФИО12 с 4 августа 2020 года вместе с сыном ФИО15 состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в избранном месте жительства - г. Москва.
Решением жилищного органа от 26 апреля 2020 года N 14 в учётное дело ФИО12 внесены изменения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 57 ЖК РФ (учтена площадь жилого помещения, полученного от органа безопасности, расположенном по адресу: "адрес"). Это мотивировано тем, что данное жилое помещение получено им в составе семьи из трёх человек: истец, его супруга ФИО17, дочь ФИО18 По мнению жилищного органа истец был обеспечен жилым помещением как член семьи получателя жилого помещения.
Из материалов дела видно, что в июле 2014 года ФИО12 дал согласие на приватизацию ? доли в вышеуказанном жилом помещении, общей площадью 57, 1 кв.м. в пользу членов своей семьи. В апреле 2015 года брак между ФИО12 и ФИО17 расторгнут, истец снялся с регистрационного учета и выехал из квартиры. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление ФИО12, посчитал, что приходящаяся на него доля указанной квартиры, от участия в приватизации которой он отказался, не может служить основанием для внесения изменений в учетное дело и рассматриваться в качестве повода для учета ранее предоставленного жилья, как полученного в порядке ФЗ "О статусе военнослужащих". При этом суд исходил из того, что пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий истёк, сославшись на положения абзаца 14 п. 1 ст. 15 указанного закона (в редакции от 2 декабря 2019 года), в соответствии с которым при признании военнослужащих - граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, который полностью соответствует приведенным выше требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Жилищного кодекса Российской Федерации и доводами апелляционной жалобы по существу не опровергается.
При таких обстоятельствах оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 30 августа 2021 года по административному делу ФИО12 об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Амурской области о внесении изменений в его учетное дело, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Чернышова А.А. - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения данного апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.