Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Агапова А.А. и Пестрикова О.В, при секретаре - Барской А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "XXX" "звание" ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с выплатой премии, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО2 на решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, объясненияпредставителя административного ответчика ФИО2 в поддержку доводов апелляционной жалобы и объяснения административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Суд признал незаконными приказы командира войсковой части "XXX" об отказе в выплате ФИО1 премии за добросовестное и эффективное исполнение служебных обязанностей в период с июля 2020 года по апрель 2021 года включительно и обязал названное воинское должностное лицо принять решение о выплате административному истцу премии за указанный период.
Этим же решением суд взыскал с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Сахалинской области" за счет средств, выделяемых из федерального бюджета для финансирования расходов войсковой части "XXX", в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО2 выражает несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении требований административного истца.
В обоснование своей позиции автор жалобы, цитируя положения Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны от 6 декабря 2019 года N 727, приходит к выводу об отсутствии у административного истца права на получение премии, поскольку ФИО1 с мая 2019 года по май 2021 года был откомандирован в группу военных наблюдателей воинского контингента и находился в прямом подчинении старшего военного начальника воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова. При этом в соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года N 993, премия не выплачивается военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей.
Поскольку административный истец проходил военную службу за пределами Российской Федерации и ходатайств об установлении ФИО1. размера премии от начальника воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова в адрес командира войсковой части "XXX" не поступало, автор жалобы делает вывод о законности оспариваемых действий административного ответчика, поскольку командир войсковой части "XXX" не имел возможности оценить добросовестность, качество и эффективность исполнения административным истцом должностных обязанностей.
Автор жалобы также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то обстоятельство, что Старший военный начальник воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова в соответствии с письменными указаниями Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 2015 года N N с внесенными изменениями от 6 июля 2019 года N N наделен полномочиями по изданию приказов (по строевой части), в том числе и на выплату денежного довольствия и иных выплат. Поскольку денежный аттестат ФИО1 находился в войсковой части "ООО", то у командира войсковой части "XXX" не было полномочий направлять в финансовый орган войсковой части "ООО" выписку об установлении административному истцу оспариваемой премии.
Учитывая вышеизложенное, ФИО2 приходит к выводу, что у его доверителя отсутствовали основания для установления административному истцу премии в размере 25% в период его нахождения за пределами Российской Федерации.
В поданных на апелляционную жалобу письменных возражениях административный истец просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменений.
При этом ФИО1 отмечает, что ответчик неверно трактует Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, и Положение о денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации. Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 949. Автор возражений обращает внимание на то, что в Республику Молдова он был откомандирован по приказу командира войсковой части "XXX" и, исполняя обязанности военного наблюдателя, выполнял приказ названного должностного лица.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно пункту 21 той же статьи федерального закона, военнослужащим устанавливается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - премия) в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты премии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года N 993.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - соответственно в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Генеральным прокурором Российской Федерации - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно пункту 6 тех же Правил, военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, премия не выплачивается.
В соответствии с пунктом 75 и 76 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года N 727 (далее - Порядок), премия военнослужащим по контракту выплачивается на основании ежемесячно издаваемого приказа соответствующего командира в размере до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц.
Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом результатов по профессионально-должностной (должностной и (или) боевой), физической подготовке, имеющихся дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности (пункт 76 Порядка).
Премия не выплачивается военнослужащим по контракту в случаях, указанных в пункте 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993 (пункт 78 Порядка).
Как следует из материалов дела, на основании телеграмм начальника Генерального штаба Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N N, от 11 апреля 2019 года N N, от 27 мая 2020 года N N, от 2 сентября 2020 года N N, от 26 октября 2020 года N N ФИО1 в период с 16 мая 2019 года по 13 мая 2021 года был откомандирован в группу Старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова (далее - группа СВН), где исполнял обязанности военного наблюдателя.
Приказом командира войсковой части "XXX" от 30 июля 2020 года N N административному истцу была установлена премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 1%, а приказами этого же должностного лица от 31 августа 2020 года N N, от 30 сентября 2020 года N N, от 30 октября 2020 года N N, от 30 ноября 2020 года N N, от 11 декабря 2020 года N N, от 30 января 2021 года N N, от 26 февраля 2021 года N N, от 31 марта 2021 года N N, от 30 апреля 2021 года N N указанная премия была установлена в размере 0%.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные правовые нормы, оценив обстоятельства дела и исследованные доказательства, пришел к верному выводу о незаконности оспариваемых административным истцом приказов командира войсковой части "XXX", поскольку оснований для установления ФИО1 премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в оспариваемый период в размере 1% и 0%, в том числе перечисленных в пункте 76 Порядка, не установлено.
Ссылка автора жалобы на пункт 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, несостоятельна, поскольку к категории военнослужащих, направленных за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, выплата денежного довольствия которым осуществляется в ином порядке, административный истец относится.
Перечень лиц, относящихся к данной категории военнослужащих, содержится в пункте 1 Положения о денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 949, и военнослужащие, направленные в группу Старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, в нем не указаны.
Несостоятельна и ссылка автора жалобы на указания Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 2015 года N N, поскольку в соответствии с этими указаниями Старший военный начальник воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова наделен только полномочиями по изданию приказов (по строевой части) в целях зачисления военнослужащих, проходящих военную службу в группе СВН в списки личного состава (исключения из них), на денежное довольствие и оформлению периодов фактического выполнения ими задач при вооруженном конфликте.
Поскольку названными указаниями полномочиями по установлению иных выплат прикомандированным военнослужащим Старший военный начальник воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова не наделен, указанное должностное лицо исходящей телеграммой N N ходатайствовал перед командиром войсковой части "XXX" об установлении ФИО1 выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с августа по декабрь 2020 года и январь 2021 года в полном объеме - в размере 25% оклада денежного содержания, что опровергает утверждение автора жалобы о том, что ходатайств об установлении размера премии административному истцу в воинскую часть не поступало.
То обстоятельство, что денежный аттестат ФИО1 находился в войсковой части "ООО", где ему и производилась выплата денежного довольствия, также не являлось препятствием для издания командиром войсковой части "XXX" приказов об установлении названному военнослужащему конкретного размера премии, тем более, что такие приказы были им изданы, административному истцу этими приказами установлена премия в минимальном размере (один процент) либо в размере ноль процентов, что в настоящее время и оспаривается административным истцом.
На основании изложенного, не усматривая оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке, руководствуясь статьями 307, 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2021 года по административному делу по заявлению ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части "XXX", связанных с выплатой премии, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 29 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.