Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Кураксина А.С, судей: Агапова А.А. и Бирюкова В.П, при секретаре Погосян Т.А, рассмотрела административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части N капитана ФИО11 об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа и командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением с военной службы, по апелляционной жалобе административного истца на решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, возражения представителя командующего округом Орловой А.Н. и заключение венного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Сигаева М.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Решением гарнизонного военного суда оставлено без удовлетворения исковое заявление ФИО11, в котором он просил признать незаконным действия командира войсковой части N, связанные с представлением к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта, а также приказ командующего войсками Восточного военного округа от 30 июля 2021 года N578 об увольнении с военной службы по указанному основанию.
В апелляционной жалобе ФИО11 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.
Автор жалобы указал, что аттестация проведена формально, о времени и месте проведения его известили за два дня, с аттестационным листом не знакомили, состав комиссии был не полный. До заседания аттестационной комиссии он подал рапорт об увольнении по состоянию здоровья, который подлежал реализации. Сам по себе факт осуждения истца за незначительные деяния достаточным основанием для досрочного увольнения признан быть не может.
В письменных возражениях командир войсковой части N ФИО14 считает доводы жалобы несостоятельными, а выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права. Приговор суда в отношении истца по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ вступил в силу 19 июня 2021 года, после чего проведена аттестация. ФИО11 26 июня 2021 года отказался знакомиться с аттестационным листом, о чём составлен акт, 7 июля 2021 года с ним проведена беседа пред увольнением, доведено представление к увольнению. Рапорт от 9 июля 2021 года об увольнении по состоянию здоровья, в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе (категория "В"), не мог быть удовлетворен по причине отсутствия у военнослужащего права выбора основания увольнения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17, 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также ст.ст. 1 и 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию России и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников), а также быть дисциплинированным и честным, уважать честь и достоинство других военнослужащих.
Командиры всех степеней должны служить образцом строгого соблюдения законов и других нормативных правовых актов, а также требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости (ст. 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Кроме того, согласно ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указу Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N885 военнослужащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с пп. "в" п. 2 и п. 2.2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации, за исключением случаев, когда увольнение осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения с военной службы следует считать следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Порядок проведения аттестации военнослужащих определен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Так, в соответствии с п. 1 и подп. "е" п. 2 ст. 26 Положения в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация. При этом одной из задач аттестации военнослужащих является оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
При этом в силу п. 11 ст. 34 Положения, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 39 постановления от 29 мая 2014 года N 8, при наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.
Как установлено судом, ФИО11 приговором Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 8 июня 2021 года, вступившим в силу 19 июня того же года, назначено наказание в виде штрафа за совершение 10-ти преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, в связи с чем 22 июня 2021 года непосредственным начальником в отношении истца составлен аттестационный лист с выводами о его несоответствии занимаемой должности.
7 июля 2021 года аттестационный лист рассмотрен с участием истца на заседании аттестационной комиссии войсковой части 35390, которая дала заключение о его несоответствии занимаемой должности и досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Заключение аттестационной комиссии утверждено командиром вышестоящей войсковой части.
После проведения беседы командир войсковой части N представил истца к досрочному увольнению, с которым согласился командующий войсками Восточного военного округа и издал приказ от 30 июля 2021 года N578 о досрочном увольнении ФИО11. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта (пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании аттестационным листом, отзывом, протоколом заседания аттестационной комиссии, листом беседы, выписками из соответствующих приказов, приговором суда, возражениями административного ответчика, другими фактическими данными, которые согласуются между собой, не вызывают сомнений в своей достоверности, допустимости и достаточности для правильного разрешения дела.
При таких данных, учитывая специфику служебной деятельности истца, у командования и аттестационной комиссии имелись достаточные основания для вывода о его несоответствии требованиям, предъявляемым к военнослужащим, с точки зрения деловых и личных качеств, неготовности его к добросовестному отношению к исполнению служебных обязанностей, что свидетельствует о нарушении истцом важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию России и законы, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе является основанием для досрочного увольнения с военной службы.
Командованием была предоставлена реальная возможность заблаговременно ознакомиться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с такой оценкой, сообщить дополнительные сведения в ходе заседания. Выполнение аттестационной комиссией названных условий позволило обеспечить объективность заключения и прийти к обоснованному выводу.
Гарнизонный военный суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и применив соответствующие нормы материального права, пришел к верному выводу об отсутствии существенных нарушений при принятии командующим округом решения о досрочном увольнении истца в аттестационном порядке и издании соответствующего приказа об увольнении, в связи с чем оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по изложенным в судебном решении мотивам не имеется.
Вопреки утверждению автора жалобы, материалы административного дела не содержат данных о существенном нарушении процедуры аттестации или порядка увольнения.
Право выбора основания увольнения ФИО11 не приобрел, поскольку изъявил желания быть уволенным по состоянию здоровья после инициирования командованием процедуры досрочного увольнения с военной службы по пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 4 и 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2021 года по административному делу по заявлению ФИО11 об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа и командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Постановленные по делу итоговые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в Кассационный военный в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 21 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.