Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего: Рошка М.В, судей: Аврамиди Т.С, Онищенко Т.С, при секретаре: Бабийчук Л.О, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по иску Дружинина Виталия Сергеевича, Дружининой Галины Александровны к администрации города Симферополя об изменении статуса жилого помещения квартиры N1 на статус жилого дома, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2021 года, установила:
11.06.2020 года истцы обратились с настоящим иском к Администрации города Симферополя об изменении статуса жилого помещения квартиры N1 на статус жилого дома.
Требования мотивированы тем, что истцам в равных долях принадлежит квартира N1, расположенная в лит А дома N 10 по "адрес".
Квартира расположена в одноэтажном жилом доме литер "А" и состоит из комнаты - 1 площадью 7, 4 кв.м, комнаты - 2 площадью 12, 0 кв.м, кухни - 3 площадью 8, 1 кв.м, коридора - 4 площадью 7.1 кв.м.
Иные жилые помещения по указанному адресу отсутствуют. Фактически квартира является единственным домом на участке, но имеет неправильный статус.
Просили изменить статус квартиры N1 общей площадью 34, 7 кв.м. на жилой дом площадью 34, 7 кв.м.
Признать за Дружининой Г.А. и Дружининым В.С. в равных долях право собственности на жилой дом, общей площадью 34, 7 кв.м, расположенный по адресу: г. "адрес"
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Изменен статус квартиры N1 общей площадью 34, 7 кв.м. на жилой дом площадью 34, 7 кв.м.
Признано за Дружининой Г.А. и Дружининым В.С. в равных долях право собственности на жилой дом, общей площадью 34, 7 кв.м, расположенный по адресу: г. "адрес"
Не согласившись с решением суда, администрация города Симферополя подала апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В доводах жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В частности ссылаются на то, что земельный участок не сформирован, права истцов, тем, что у них в собственности находится квартира, а не жилой дом не нарушены.
Истцами предоставлены возражения, согласно которых решение суда является законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов - Носов Б.С. пояснил, что возражает против удовлетворения жалобы, на земельном участке иные жилые дома снесены, истцы лишены возможности оформить земельный участок.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, доклад по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Согласно ст. ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования исходил из того, что согласно выводам экспертизы на территории земельного участка по "адрес" находится один жилой дом литер "А", в котором расположена квартира N1, принадлежащая истцам на праве собственности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела истцы являются собственниками по 1\2 доли квартиры N1 в доме N10 по "адрес", на основании свидетельства о праве собственности от 1995 года.
Квартира N1, общей площадью 34, 7 кв.м. расположена в литер А.
Согласно материалов инвентарного дела на земельном участке площадью 233 кв.м. было расположено три жилых дома: литер "А", литер "Б" и "В", сараи литер Е и Д.
На момент проведения экспертизы жилые дома литер Б и В, сараи литер Е и Д отсутствуют.
Однако, согласно ответа БТИ и материалов дела право собственности в целом на три жилых дома до 1995 года было зарегистрировано за исполкомом Симферопольского горсовета ЖЭК N7, в 1995 году истцы в порядке приватизации получили право собственности на квартиру N1 в литер А.
Исходя из изложенного, в собственности Администрации города Симферополя остались жилые дома литер Б и В.
По делу была назначена и проведена судебная строительно - техническая экспертиза, согласно выводов которой по "адрес" расположено отдельно стоящее здание одноквартирного жилого дома литера "А, а" и хозяйственные строения: сарай литер "Г", некапитальное строение навеса, пристроенного к фасаду жилого дома литер "А", линейными размерами 1, 52х4, 63 м, некапитальное строение навеса, линейными размерами 1, 92 х 4, 14 м, ворота, хозяйственное строение, состоящее из двух нежилых помещений общей площадью 9, 6 кв.м... Квартира N1 "адрес" расположена в отдельно стоящем здании одноквартирного жилого дома литер "А".
При проведении осмотра домовладения экспертом было установлено, что указанные по данным БТИ в составе домовладения "адрес" демонтированы жилые дома литеры "Б, В", тамбуры литеры "б, б1", а также демонтированы сараи литеры "Е, Д" (л.д.10 экспертного заключения).
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, основываясь на выводах данной экспертизы.
В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено прекращение права собственности в случаях гибели или уничтожения имущества.
Под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ им принадлежало право на восстановление имущества, находящегося в общей долевой собственности.
Кроме того, по смыслу ст. 236 ГК РФ право отказа от собственности принадлежит самому собственнику. Для прекращения права собственности на строение необходимо заявление собственника строения, документ технического учета и постановление главы местной администрации о ликвидации объекта недвижимости.
Такие документы в деле отсутствуют, истцами не заявлялись требования о прекращении права собственности Администрации города Симферополя на литер Б и В, которые входят в состав дома N10 по пер. Каменному.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
При этом следует учитывать, что правовые статусы объектов недвижимости, находящихся в единоличной или долевой собственности, а также объекта недвижимости в многоквартирном доме, имеют существенные различия. Устанавливая возможность реального раздела общей долевой собственности между ее участниками, действующее законодательство не предусматривает иной возможности изменения технического учета изначально существующего в качестве самостоятельной квартиры объекта, переустройство которого невозможно без присоединения к нему части общего имущества в многоквартирном доме, кроме как с получением согласия на такое переустройство всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ), и не допускает выдела в натуре доли в общем имуществе многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, действующим гражданским и жилищным законодательством предусмотрено право на приобретение в собственность в многоквартирных домах жилых помещений исключительно в виде квартир или комнат, а правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать отдельные помещения индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности, не содержится.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов согласно действующим на территории муниципального образования правил землепользования и застройки.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом наличие или отсутствие помещений, предназначенных для обслуживания общего имущества и инженерных коммуникаций, обслуживающих более одного помещения многоквартирного дома не умаляет права собственности собственников помещений дома на общее имущество в виде земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (переустройства).
В силу ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, истцы хоть и являются собственниками квартиры, расположенной в отдельно стоящей литер А, но право собственности Администрации города Симферополя на демонтированные литер Б и В в судебном порядке не прекращено.
Администрация города Симферополя имеет право на восстановление литер Б и В в прежних параметрах.
Согласно материалам инвентарного дела литер А, Б и В располагались на земельном участке 233 кв.м.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов пояснил, что нахождением в собственности у истцов квартиры, а не жилого дома их права нарушены, поскольку они не могут приватизировать земельный участок.
Однако, в случае удовлетворения исковых требований, без прекращения права собственности Администрации города Симферополя на литер Б и В, к истцам в полном объеме перейдет право на земельный участок, что является нарушением норм материального права.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.