Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Ивановой О.В, Ткач Е.И.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бредхауэр С. на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 28 июня 2021 года по делу по иску Бредхауэр С. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В, объяснения Бредхауэр С, подержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ГУ- ОПФ РФ в Калининградской области Клейншмидт Л.С, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бредхауэр С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининградской области (далее ОПФ РФ), указав, что решением от 17.02.2020 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа 9 лет.
При этом в страховой стаж ответчик не включил периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республике Казахстан, в то время как работа подтверждена данными трудовой книжки.
Полагая такой отказ необоснованным, просил суд зачесть спорные периоды в страховой стаж и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с момента обращения.
Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 28 июня 2021 года исковые требования Бредхауэр С. удовлетворены частично; в его страховой стаж включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СДСУ-35 трест Промдорстрой в должности кровельщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП "Строитель 90" в должности кровельщика.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Бредхауэр С. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа ему в иске, указывая, что он, имея вид на жительство на территории РФ, имеет право на значение пенсии.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по изложенным в жалобе доводам, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствие со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент возникновения права на пенсию) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствие со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, право на страховую пенсию по страсти имеют иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, достигшие пенсионного возраста, и имеющие необходимые страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
Материалами дела установлено, что Бредхауэр С. является гражданином Германии; имеет вид на жительство на территории РФ и достиг возраста, необходимого для назначения пенсии по стрости в ДД.ММ.ГГГГ. Для расчета страховой пенсии по старости необходима продолжительность страхового стажа 9 лет и наличие ИПК не ниже 13, 8.
Реализуя право на пенсию на территории РФ, ДД.ММ.ГГГГ Бредхауэр С. обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, представив трудовую книжку.
ДД.ММ.ГГГГ Бредхауэр С. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа 9 лет. Исчисленный пенсионным органом страховой стаж составил - 7 лет 3 месяца 5 дней.
При этом ответчиком не зачтены в страховой стаж Бредхауэр С. периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с СДСУ-35 трест Промдорстрой в должности кровельщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МП "Строитель 90" в должности кровельщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом отдельном предприятии "Трансбытсервис" в должности водителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МКПКП "Каскад" в должности слесаря по ремонту автомобилей, в связи с тем, что компетентными органами Республики Казахстан не подтверждены указанные периоды.
Принимая по делу решение и удовлетворяя частично заявленный иск, суд правильно исходил из того, что истец, как иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, имеет право на назначение страховой пенсии по старости при соблюдении предусмотренных законом условий.
При этом суд посчитал, что периоды работы истца в Республике Казахстан до ДД.ММ.ГГГГ подтверждены сведениями трудовой книжки и подлежат зачету в страховой стаж. Между тем, поскольку с учетом включенных периодов ИПК не достиг требуемой величины (13, 8) правовых оснований для назначения страховой пенсии не имеется.
Судебная коллегия в целом соглашается с такими выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как установлено, Бредхауэр С. осуществлял трудовую деятельность на территории бывшего СССР и на территории иностранного государства - Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с СДСУ-35 трест Промдорстрой в должности кровельщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МП "Строитель 90" в должности кровельщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом отдельном предприятии "Трансбытсервис" в должности водителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МКПКП "Каскад" в должности слесаря по ремонту автомобилей.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (включающего Российскую Федерацию и Республику Узбекистан) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В статье 1 названного Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (ст. 2).
Исходя из содержания приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов, суд пришел к правильному выводу о том, что пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации.
Таким образом, вопреки выводам суда, положения названного выше Соглашения применяются для определения периодов, подлежащих включению в страховой стаж.
Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Проверяя сведения о трудовой деятельности, отраженной в трудовой книжке истца, пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проверке периодов работы на территории Республики Казахстан.
Из поступивших в адрес пенсионного органа сведений видно, что в документах архивного фонда N АООТ "Промдорстрой" (в составе которого находятся документы N треста "Промдорстрой" за ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о приеме на работу Гавриленкова (Бредхауэр) С.Г. кровельщиков с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ и об увольнении истца с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные данные совпадают со сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца.
При таком положении указанный период работы истца подтвержден и в силу приведенных выше положений, как национального законодательства, так и международного договора (Соглашение от 13.03.1992 г.) подлежит зачету в страховой стаж, о чем суд правильно указал в решении.
Что касается иных спорных периодов работы истца на предприятиях и организациях на территории Республики Казахстан, то согласно справке Государственного архива г. Алматы документы данных организаций на хранение не поступали и подтвердить сведения о работе компетентные органы иностранного государства не могут.
Таким образом, оценивая данные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что достоверных данных, бесспорно подтверждающих работу истца на территории Республики Казахстан в указанные периоды (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не имеется.
В то же время суд первой инстанции включил в страховой стаж истца период работы Бредхауэр С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП "Строитель 90" кровельщиком.
Поскольку в этой части решение суда пенсионным органом не оспаривается, а суд апелляционной инстанции проверяет законность решения в пределах доводов жалобы, оснований к отмене решения в этой части не имеется.
С учетом зачтенных судом периодов страховой стаж истца достиг требуемой продолжительности (9 лет), однако величина ИПК - 12.4 ниже установленной законом (13, 8), поэтому право на назначение пенсии у Бредхауэр С. не возникло, в связи с чем в назначении страховой пенсии по старости ему отказано правильно.
Приведенные в апелляционной жалобе о наличии у него как иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, право на получение страховой пенсии по старости не могут повлечь отмену решения, поскольку отказ в назначении пенсии связан с отсутствием документов, выданных компетентными органами иностранного государства, подтверждающих факт его работы в Республике Казахстан.
С учетом изложенного решение суда является законным и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.