Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ИОХАН" (далее - ООО "Фирма ИОХАН") Яковлева Д.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия от 23 октября 2020 года, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 21 апреля 2021года, вынесенные в отношении ООО "Фирма ИОХАН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия от 23 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 года и решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 21 апреля 2021года, ООО "Фирма ИОХАН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Фирма ИОХАН" Яковлев Д.А. просит постановление и решения отменить, ссылаясь на отсутствие вины Общества в совершении административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2, 55 м (2, 6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В соответствии с п.8.2.1.1 ДОПОГ водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
Как следует из материалов дела, ООО "Фирма ИОХАН", являясь перевозчиком, допустило междугороднюю перевозку опасного груза 9 класса N ООН3077 на транспортном средстве в составе тягача седельного VOLVO г.р.з N и полуприцепа с бортовой платформой KAESSBOHRER, г.р.з. N под управлением водителя ФИО3, не имеющего действительного свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасного груза, предусмотренного п. 8.2.1 ДОПОГ. Водителем предъявлено недействительное свидетельство ДОПОГ серии 77 N N, которое отсутствовало в реестре выданных свидетельств ДОПОГ в информационной системе "Единый реестр разрешительных документов Ространснадзора" и в протоколах заседаний транспортной экзаменационной комиссии по проверке и оценке знаний водителей автотранспортных средств, перевозящие опасные грузы. По результатам технико-криминалистической экспертизы установлено, что данное свидетельство на имя ФИО3 изготовлено не производством ФГУП "Гознак", осуществляющим производство бланков подобных документов. Постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по Прионежскому району от 07.09.2020 в связи с данными обстоятельствами возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указано судебными инстанциями, с учетом требований, предъявляемых приказом Минтранса России от 28.09.2015 года N 287 к водителю автомобиля, осуществляющего перевозку опасных грузов, работодатель при допуске водителя к данной работе должен проявлять разумную осмотрительность, в том числе путем проверки в пределах имеющихся возможностей факта прохождения водителем специальной подготовки. Доказательств принятия ООО "Фирма ИОХАН" каких-либо мер по проверке соответствия водителя квалификационным и профессиональным требованиям в дело не представлено. Запроса в компетентный орган Ространснадзора о подтверждении факта выдачи свидетельства ДОПОГ на имя ФИО3 работодатель не направлял.
Имеющие правовое значение доводы, в том числе и об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях ООО "Фирма ИОХАН" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Фирма ИОХАН" к административной ответственности соблюдены.
ООО "Фирма ИОХАН" назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия от 23 октября 2020 года, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 21 апреля 2021года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фирма ИОХАН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ИОХАН" Яковлева Д.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.