Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Санкт-Петербургской организации общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" ФИО3 на вступившие в законную силу постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2021 N, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2021 N, состоявшиеся в отношении Санкт-Петербургской организации общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2021 N, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2021 N, Санкт-Петербургская организация общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" (далее - СПб ООО "СК РФ") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности путем временного прекращения использования помещений кинозалов "данные изъяты", "данные изъяты" киноцентра "данные изъяты" по адресу: Санкт-Петербург, ул.Караванная, д.12 на срок 30 суток.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник СПб ООО "СК РФ" ФИО3 выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их изменении, исключении указания на непринятие мер по обеззараживанию воздуха и поверхностей в помещениях с непосредственным пребыванием зрителей и сотрудников (залы, фойе) с использованием бактерицидных облучателей.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно договору оказания услуг N от 09.03.2021 АНО "КПЦ "Берег" проводился публичный показ фильмов (кинопоказы) в рамках Международного фестиваля документального кино "Артдокфест. Весна, Санкт-Петербург" в период с 03.04.2021 по 10.04.2021. Согласно Приложению N 1 к договору оказания услуг N от 09.03.2021 СПб ООО "СК РФ" предоставила для проведения кинопоказов (количество показов - 17) две площадки: "данные изъяты", "данные изъяты" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 12, находящимся в пользовании СПб ООО "СК РФ" на основании договора на безвозмездное пользование нежилыми помещениями N от 24.07.1994, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
03.04.2021 в 18 часов 15 минут СПб ООО "СК РФ" при организации фестиваля в киноцентре "данные изъяты" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 12, допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
- не обеспечено соблюдение социальной дистанции в 1, 5 метра для посетителей при входе в киноцентр "Дом Кино", на лестничных пролетах, в гардеробе, перед входом в санузлы для посетителей, в фойе (отсутствует разметка); разметка нанесена частично (3 линии) непосредственно перед входом в "данные изъяты", "данные изъяты"", что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (документ утратил силу с 01.09.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4), пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- не обеспечен контроль за использованием посетителями фестиваля средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук (часть посетителей в зрительном зале без масок и перчаток), что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пункта 9.8 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом";
- не проводится обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с непосредственным пребыванием зрителей и сотрудников (в залах, фойе) с использованием бактерицидных облучателей, что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- не представлены документы, подтверждающие проведение дезинфекции с кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей в кинозалах, в том числе поверхностей поручней и кресел, ручек входных дверей в кинозалы, ручек дверей в санузлы, вентилей кранов раковин, ручек дверей кабинок санузлов, контактных поверхностей сливных устройств, поверхностей поручней лестниц, на момент проведения осмотра в ходе кинопоказа фильма "Расторгуев", начатого в 18 час. 00 мин, закончившегося в 20 час. 20 мин, дезинфекция также не проводилась, что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- у входа в кинозалы не организованы места обработки рук дезинфицирующими салфетками или кожными антисептиками, что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- не обеспечена рассадка посетителей в залах, фойе с соблюдением социального дистанцирования на расстоянии 1, 5 метра (отсутствует ограничительная разметка на креслах в зрительных залах и диванах в фойе), что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- в женском санузле для посетителей в дозаторе отсутствовал кожный антисептик для обработки рук, что является нарушением пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N Ю N от 06.04.2021 (л.д.4 - 7), протоколом о временном запрете деятельности N Ю N от 03.04.2021 (л.д.11 - 14), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N от 03.04.2021 (л.д.20 - 30) и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о наличии в деянии СПб ООО "СК РФ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что СПб ООО "СК РФ" не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы непринятие мер по обеззараживанию воздуха и поверхностей в помещениях с непосредственным пребыванием зрителей и сотрудников (в залах, фойе) с использованием бактерицидных облучателей, иных устройств для обеззараживания воздуха является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). Изложенный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 23.09.2021 N.
При назначении СПб ООО "СК РФ" административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей были соблюдены, наказание в виде административного приостановления деятельности назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 указанного Кодекса. При этом установлено, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, имеются обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, на что указано в судебных актах по делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения СПб ООО "СК РФ" к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2021 N, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2021 N, состоявшиеся в отношении Санкт-Петербургской организации общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Санкт-Петербургской организации общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.