Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.
судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-6944/2021) по кассационной жалобе Адамяна О.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2021 года (N 33а-5458/2021) по административному исковому заявлению Адамяна О.Ю. к ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области, УФНС по Ленинградской области, ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконными действий, возмещении госпошлины.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Адамян О.Ю. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области, Управлению ФНС России по Ленинградской области, ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области, в обоснование требований указав, что на основании свидетельства ЛО-002 N от 14 октября 2002 года он является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. В соответствии с постановлением от 5 марта 2015 года следователем по особо важным делам следственного отдела по городу Всеволожску у Адамяна О.Ю. паспорт N, выданный ДД.ММ.ГГГГ Каменногорским ОМ Выборгского района Ленинградской области, признан недействительным. Уведомлением N от 23 декабря 2019 года Адамян О.Ю. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со справкой N от 25 декабря 2019 года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 49945 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 10430 рублей. Указанная задолженность рассчитана налоговым органом за период с 1 января 2017 года, в котором паспорт административного истца был признан недействительным. Адамян О.Ю. полагал, что в случае аннулирования паспорта гражданина Российской Федерации сделку по регистрации ИП, равно как и регистрацию на территории Российской Федерации (постоянную или временную) можно охарактеризовать как ничтожную независимо от признания ее судом таковой. Деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя при таких обстоятельствах не ведется, поскольку для заключения письменных сделок необходим паспорт, который согласно постановлению от 5 марта 2015 года следователя по особо важным делам следственного отдела по городу Всеволожску был изъят у административного истца, а банки при наличии информации о недействительности паспорта отказывают в обслуживании таких граждан.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд:
-признать незаконными начисление задолженности ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по начислению Адамяну О.Ю. страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей (требование N); страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей (требование N);
-возместить из бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 января 2021 года заявленные требования удовлетворены частично.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 15 апреля 2021 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 января 2021 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области по начислению Адамяну О.Ю. страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей, исчисленных в требовании N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 27 января 2018 года; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, исчисленных в требовании N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24 января 2019 года. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2021 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2021года отменено, Адамяну О.Ю. отказано в удовлетворении в заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 20 октября 2021 года, Адамян О.Ю. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права и настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что Адамян О.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", согласно сведениям карточки регистрации формы А прибыл в Ленинградскую область 24 января 2002 года из "адрес", и с 26 января 2002 года значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: "адрес".
26 января 2002 года Каменногорским отделом милиции Выборгского района Ленинградской области Адамян О.Ю, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации 41 00 2999279. В основании документирования паспортом представлена справка о приобретении гражданства Российской Федерации Адамяном О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в Консульском отделе Посольства Российской Федерации в Алма-Ате в соответствии с пунктом "а" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, регистрационный N.
4 октября 2002 года Генеральное Консульство Российской Федерации Республики Казахстан г. Алма-Ата сообщило о том, что сведений о приобретении гражданства Российской Федерации Адамяном О.Ю. 31 июля 2001 года не обнаружено.
В УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Адамян О.Ю. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался.
Указанные обстоятельства были установлены заключением начальника отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан отдела по вопросам гражданства УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области майором ФИО7 от 10 апреля 2008 года, данным заключением постановлено: по состоянию на 8 апреля 2008 года Адамян О.Ю. гражданином Российской Федерации не является; паспорт гражданина Российской Федерации серии N, выдан 26 января 2002 года Каменногорским отделом милиции Выборгского района Ленинградской области в нарушение действующего законодательства.
При этом, в соответствии со сведениями из ЕГРИП Адамян О.Ю. ИНН "данные изъяты" на основании заявления по форме Р21001 от 23 мая 2007 года N был зарегистрирован в качестве ИП как гражданин Российской Федерации 30 мая 2007 года, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись N.
13 декабря 2019 года от ИП Адамяна О.Ю. поступило заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001.
20 декабря 2019 года в ЕГРИП в отношении ИП Адамяна О.Ю. внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя за государственным регистрационным номером N.
Административный истец указывал, что неоднократно до декабря 2019 года обращался в ФНС по Всеволожскому району Ленинградской области и письменно и устно о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако в этом ему было отказано с указанием на отсутствие у него паспорта гражданина Российской Федерации.
Только 20 ноября 2018 года Адамян О.Ю. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации N, после чего у него появилась возможность обратиться в ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что он смог в силу жизненных обстоятельств сделать только 13 декабря 2019 года.
Адамян О.Ю. указывал, что в связи с тем, что у него работники налоговой инспекции без паспорта гражданина Российской Федерации не принимали заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ему налоговая инспекция по Всеволожскому району Ленинградской области исчислила задолженность, оформленную требованиями N по состоянию на 24 января 2019 года и требованием N по состоянию на 27 января 2018 года
С указанным начислением задолженности административный истец не согласен, просит признать начисление задолженности незаконным.
Из материалов административного дела следует, что ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области в адрес Адамяна О.Ю. выставлено требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 27 января 2018 года, согласно которому Адамяну О.Ю. начислены: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей.
Также ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области в адрес Адамяна О.Ю. выставлено требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24 января 2019 года, согласно которому Адамяну О.Ю. начислены: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей.
Указанная задолженность до настоящего времени Адамяном О.Ю. не погашена.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области по начислению Адамяну О.Ю. страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей, исчисленных в требовании N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 27 января 2018 года; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, исчисленных в требовании N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24 января 2019 года являются незаконными, поскольку произведены в том числе, в период отсутствия у административного истца паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке, не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определена обязанность гражданина оплачивать законно установленные налоги и сборы. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иным актам законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно выписке из ЕГРИП Адамян О.Ю. с 30 мая 2007 года по 20 декабря 2019 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 6 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 N 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Согласно с пункту 11 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе: дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.
В выписке из ЕГРИП указанных сведений не содержится.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п" обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 (ред. от 20 ноября 2018 года) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в решении от 6 июня 2006 года N ГКПИ06-337 изъятие паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке органом внутренних дел, выявившим такой факт, не может расцениваться как лишение гражданина гражданства Российской Федерации. В этих случаях гражданину выдается акт об изъятии паспорта. После чего гражданин вправе обратиться с заявлением о замене паспорта в органы внутренних дел по месту жительства.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в том числе.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Само по себе изъятие паспорта гражданина Российской Федерации не означает автоматическую утрату статуса индивидуального предпринимателя, для этого требуется подать в регистрирующий орган отдельное заявление и соответствующий пакет документов.
Обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения им статуса и существует до момента исключения его из ЕГРИП.
Перечень оснований для освобождения плательщиков страховых взносов установлен главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Адамяна О.Ю. 13 декабря 2019 года прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Указанная в административном исковом заявлении задолженность сформировалась у налогоплательщика за период с 1 января 2017 года по 20 декабря 2019 года, то есть до момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о об отказе в удовлетворении административных исковых требований Адамяна О.Ю.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2021 года без изменения, кассационную жалобу Адамяна О.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.