Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 16 декабря 2021 года) жалобу Абакарова Р.С. и его защитника Вагабова С.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 21 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 августа 2021 года, вынесенные в отношении Абакарова Р.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 августа 2021 года, Абакаров Р.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ сроком на 20 (двадцать) часов.
Обращаясь в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Абакаров Р.С. и его защитник Вагабов С.А. в жалобе приводят доводы о незаконности и необоснованности приведенных судебных актов, указывают на отсутствие в действиях привлеченного к административной ответственности лица состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителей, прихожу к следующему выводу.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовое значение имеет факт нарушения участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Санкцией за совершение такого административного правонарушения выступает административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что при разрешении вопроса о виновности Абакарова Р.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей Новолакского районного суда Республики Дагестан установлено, что основанием для возбуждения рассматриваемого дела об административном правонарушении послужили обстоятельства, связанные с тем, что 03 апреля 2021 года в 14 часов 10 минут в с. Новокули Новолакского района Республики Дагестан Абакаров Р.С, будучи участником публичного мероприятия (конного шествия), двигаясь в колонне с поднятыми флагами Чеченской Республики и привлекая внимание к своей национальной принадлежности, не выполнил требования уполномоченных лиц о прекращении несанкционированного шествия.
Данные обстоятельства явились следствием привлечения Абакарова Р.С. судьей районного суда, с выводами которого согласился судья верховного суда республики, к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, проверяя на основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к выводу о том, что состоявшееся решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 августа 2021 года нельзя признать законным ввиду допущения нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно материалам дела, первоначально при поступлении жалобы Абакарова Р.С. и его защитника Вагабова С.А. на постановление судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 21 июня 2021 года в Верховный Суд Республики Дагестан, ее рассмотрение было назначено на 24 августа 2021 года в 14 часов 30 минут.
Впоследствии определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2021 года по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника рассмотрение жалобы было отложено на 25 августа 2021 года в 11 часов 00 минут.
Из содержания решения судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 августа 2021 года усматривается, что рассмотрение жалобы в указанной день состоялось в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении. В связи с этим, учитывая, что материалы дела не содержат информации об уведомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника об отложении рассмотрения дела, то есть о конкретной дате, месте и времени судебного разбирательства, расписка об отложении судебного заседания у Абакарова Р.С, Вагабова С.А. не отбиралась, сведение о вручении копии определения судьи от 24 августа 2021 года также отсутствует, прихожу к выводу о том, что привлекаемому к административной ответственности лицу гарантия реализации права на защиту в Верховном Суде Республики Дагестан не обеспечена.
Помимо изложенного необходимо также обратить внимание на совокупность доказательственной массы рассматриваемого дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетелем по делу об административном правонарушении может являться любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Право допросить указанных лиц в качестве свидетелей для целей, установленных положениями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принадлежит суду и им реализуется.
Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, являвшиеся очевидцами происшедшего, могут быть допрошены в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении.
Как правильно отмечено судьей Новолакского районного суда Республики Дагестан диспозиция части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет бланкетный характер, из смысла которой следует, что в случае привлечения лица к административной ответственности в качестве участника мирного публичного мероприятия, административная ответственность по части 5 статьи 20.2 названного Кодекса может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Учитывая, что в протоколе об административном правонарушении описана только диспозиция вменяемой Абакарову Р.С. статьи без детализации того, какие конкретно действия, совершенные Абакаровым Р.С. были квалифицированы в качестве противоправных, прихожу к выводу о том, что воспроизведение и описание событий вменяемого Абакарову Р.С. административного правонарушения судьей районного суда без вызова в судебное заседание должностных лиц, зафиксировавших нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, является недостаточным.
Данный пробел не был восполнен и судьей Верховного суда Республики Дагестан, которому помимо конкретизации события административного правонарушения, необходимо выяснить и уточнить обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку согласно установочной части обжалуемого решения протокол об административном правонарушении в отношении Абакарова Р.С. составлен 03 апреля 2021 года, тогда как иные доказательства, в числе которых объяснение Абакарова Р.С. и рапорт должностного лица, датированы 05 и 06 апреля 2021 года, то есть последующей датой.
Таким образом, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей Верховного Суда Республики Дагестан не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании судом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права Абакарова Р.С.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики от 25 августа 2021 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для тщательной проверки обстоятельств дела, порядка возбуждения дела об административном правонарушении, соблюдения требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятия решения на основании внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Абакарова Р.С. и его защитника Вагабова С.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 августа 2021 года, вынесенное в отношении Абакарова Р.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Настоящее дело об административном правонарушении возвратить в Верховный Суд Республики Дагестан на новое рассмотрение.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка: судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н. К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.