Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Видиневой Е. М. Видиневой И. И.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.04.2021
по делу по исковому заявлению Видиневой Е. М, действующей в своих интересах и интересах Видинева Д. С. к администрации г. Ставрополя, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным постановления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции
Белоусовой Ю.К, пояснения представителя Видиневой Е.М. Видиневой И.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Видинева Е.М, действуя в своих интересах и в интересах Видинева Д.С, обратилась в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с административным иском к администрации г. Ставрополя и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, просила признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 29.05.2020 N 756 "Об исключении граждан из списка участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", в части исключения на день снятия семьи Видиневой Е.М, состоящей из двух человек - Видиневой Е.М. и Видинева Д.С. с учета участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", по основанию достижения 35 летнего возраста.
В обоснование требований указала, что виду непредоставления администрацией г. Ставрополя в установленные сроки в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края информации о ее семье для включения в список участников государственной программы края и не включила ее семью в заявку на расчет и распределение в 2019 году субсидий на предоставление социальных выплат семьям, исключенным из числа участников программы по достижению 35 летнего возраста, при этом ей разъяснено, что в виду исполнения 10.09.2016 ей 36 лет, т.е. в период когда она еще не была исключена из программы по достижению 35 летнего возраста, она утратила правовые основания для включения ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, а срок реализации программы истек 2019.
Поскольку ее семья на момент первоначального включения в Программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для ее исключения не имелось, в виду утраты в 2016 году статуса молодой семьи она подлежала исключению из числа участников программы в связи с достижением возраста 36 лет еще в 2016 году, соответственно исключение ее семьи в 2016 году привело бы к иным правовым последствиям для семьи. Однако ее семья с 2010 года и до июня 2020 года продолжала числиться участником Программы, и о том, что семья подлежит исключению из числа участников Программы, в связи с достижением предельного возраста, стало известно в 2020 году.
Считает, что постановление противоречит нормам права и является незаконным, поскольку при включении ее семьи в состав участников подпрограммы ее семья отвечала установленным требованиям. Неполучение социальной помощи в период действия программ, не может аннулировать право ее семьи на получение социальной выплаты, поскольку не зависело от действий ее семьи. Само по себе достижение одним из членов ее семьи возраста 35 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы.
Просила также возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность устранить допущенное нарушение и, -
восстановить семью в составе 2 человек: мать, Видинева Е. М, 1980 года рождения, и сын, Видинев Д. С, 2009 года рождения, в списках на улучшение жилищных условий в качестве участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" под порядковым номером на дату исключения, передать сведения о семье Видиневой Е. М. и Видинева Д. С. в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края;
включить в заявку на выплату социальных выплат на приобретение (строительство) жилья сведения о семье Видиневой Е.М. и Видинева Д.С. и направить в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; выдать семье Видиневой Е.М. и Видинева Д.С. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а также выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье Видиневой Е.М. и Видинева Д.С. в размере в соответствии с действующим порядком;
возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края: затребовать у администрации города Ставрополя сведения о семье Видиневой Е.М, состоящей из двух человек - Видиневой Е.М. и Видинева Д.С.; включить семью Видиневой Е.М. и Видинева Д.С, как восстановленную молодую семью края, по вступившему в законную силу решению суда, путем внесения изменений в сводный список участников мероприятия "Улучшение жилищных условий иных категорий граждан Ставропольского края" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства и архитектуры", включить семью Видиневой Е.М. и Видинева Д.С, как восстановленную молодую семью края, в списках участников основного мероприятия по муниципальному образованию края по вступившему в законную силу решению суда в список получателей социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере в соответствии с действующим порядком; выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье Видиневой Е.М. и Видинева Д.С. в размере в соответствии с действующим порядком.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.04.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец в лице представителя обжаловала их в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований или направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В поданных возражениях административные ответчики с доводами кассационной жалобы не согласились, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судами и следует из материалов дела постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2010 N 1914 семья административного истца Видиневой Е.М. в составе 2 человек (мать - Видинева Е.М, 1980 г.р, сын - Видинев Д.С, 2009 г.р.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года".
Постановлением администрации города Ставрополя от 09.09.2010 N 2711 семья Видиневой Е.М. признана участником Программы.
В связи с установленным фактом нарушения норм жилищного законодательства в рамках самоконтроля, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Ставрополя от 14.02.2019 N 348 внесено изменение в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года N 1914 в части исключения пункта 2, в соответствии с которым семья Видиневой Е.М, 1980 года рождения, в составе 2 человек: она, сын - Видинев Д.С, 2009 года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10.07.2019 указанное постановление признано незаконным и отменено, в порядке его исполнения семья Видиневой Е.М. восстановлена в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в Программе, о чем уведомлена в установленном законом порядке уведомлением от 18.11.2019 N 08/19-8676с. По состоянию на I квартал 2020 года (дата опубликования списка 14.01.2020) в списке участников Программы семья Видиневой Е.М. значилась под N 530.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Приложением N 1 которым установлено, что участником Программы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пункт 6 Приложения).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 N 16 молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края в случае, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края на день принятия Министерством решения о включении молодой семьи края - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превышает 35 лет.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Видинева Е.М, после восстановления по решению суда, была исключена из программы в виду достижения ею 35 возраста постановлением администрации г. Ставрополя от 29.05.2020 года N 756 семья Видиневой Е.М. исключена из списка участников основного мероприятия, о чем ей направлено уведомление от 04.06.2020 N 08/19-3702с.
В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие "Улучшение жилищных условий иных категорий граждан" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры", утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 N 625-п.
В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты.
После включения лица в данную программу, информация о семье направляется в Министерство.
На период исключения Видиневой Е.М. из основной программы в 2020 году в виду достижения ею предельного возраста, ей исполнилось 39 лет, основания для участия в программе утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 N 625-п отсутствовали.
Вместе с тем, администрацией г. Ставрополя в адрес Министерства направлена информация о семьях, включая семью Видиневой Е.М, с целью рассмотрения возможности участия семей по городу Ставрополю Ставропольского края в Мероприятии в случае продления его реализации в 2020 году.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что применительно к правилам предоставления в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям, проживающим на территории Ставропольского края, исключенным из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Улучшение жилищных условий иных категорий граждан" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры", утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 N 625-п, оспариваемое решение ответчика полностью отвечает требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов административного истца, поскольку согласно Правилам семья Видиневых утратила статус молодой семьи в связи с превышением предельного возраста, предусмотренного условиями вышеуказанной Программы.
Позиция административного истца о том, что достижение предельного возраста в период действия программы не может служить основанием для исключения из списка молодых семей-участников подпрограммы, является ошибочной, основанной на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указанные доводы административного истца рассмотрены судебными интенциями, правомерно мотивированно отклонены, что нашло отражение в оспариваемых судебных актах. Само по себе включение органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края и (или) министерством молодой семьи в список участников не наделяет такие молодые семьи субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Период ожидания включения в списки претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году зависит от количества участников Программы и от финансовых возможностей государства. Соответствие семьи всем необходимым условиям проверяется при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты данной семье.
Участниками данного основного мероприятия Подпрограммы могут быть семьи края, исключенные из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", соответствующие определенным условиям.
Действие государственной программы на 2020 год и последующие года не распространяется, финансирование данного мероприятия также не предусмотрено, право истца на получение социальной выплаты, которые имелись в 2019 году, не переходит на 2020 и последующие года. Невозможно предоставление социальной выплаты "в прошедшем времени", то есть в 2019 году, что заявлено административным истцом в иске в качестве требований восстановления ее нарушенных прав.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Видиневой Е. М. Видиневой И. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судья Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.12.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.