Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения "416 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации Черенкова Ю.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Воронежа от 30 марта 2021 года и решение судьи Воронежского областного суда от 18 августа 2021 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "416 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Воронежа от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Воронежского областного суда от 18 августа 2021 года, ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель учреждения Черенков Ю.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Военная прокуратура Воронежского гарнизона, уведомлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы. Заместитель военного прокурора Воронежского гарнизона Каракозов С.В. представил возражения, в которых указывает о законности обжалуемых актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, дополнений к ней и возражений прокурора, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные названной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н утверждены перечни работ, при выполнении которых требуется прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Указанными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Названным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице.
Как усматривается из материалов дела, 2 сентября 2020 года военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка соблюдения ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России требований трудового законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что вступившими в законную силу постановлениями от 13 апреля 2020 года ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России привлечено к административной ответственности, в том числе за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в допуске работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.
В целях устранения указанных нарушений 5 июня 2020 года между ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России и БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" заключен договор N 109 "Об оказании услуг по проведению периодического осмотра". Согласно данному договору БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" приняло на себя обязательства своими силами и средствами и на своей базе провести обязательный ежегодный периодический медицинский осмотр 443 работников ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России.
8 июня 2020 года между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" заключен государственный контракт N 1-гп, в соответствии с условиями которого указанная медицинская организация в дополнение к ранее заключенному договору должна была провести обязательные ежегодные периодические медицинские осмотры в отношении 200 работников ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России.
8 июня 2020 года между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" заключен государственный контракт N 2-гп, в соответствии с условиями которого указанная медицинская организация должна была провести обязательное периодическое психиатрическое освидетельствование 643 работников ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России.
Между тем 28 мая 2020 года, то есть до даты заключения договора и контрактов, БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" работникам ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России оформлены и впоследствии выданы представителю госпиталя соответствующие заключения об отсутствии у работников каких-либо противопоказаний. Также БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" в адрес госпиталя предоставлен заключительный акт от 28 мая 2020 года по результатам проведенного обязательного психиатрического освидетельствования работников и два заключительных акта от 28 мая 2020 года по результатам проведенного обязательного ежегодного периодического медицинского осмотра (обследования).
По результатам проведенной проверки установлено, что в период с 29 мая 2020 года по 2 сентября 2020 года 643 работников ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России фактически обязательные периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования не проходили и в нарушение части 2 статьи 22, статьи 212, статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации были допущены к исполнению трудовых обязанностей.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России правильно квалифицировано по части 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неправильном указании в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 октября 2020 года в части того, что ранее ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о существенном недостатке названного постановления и не опровергает тот факт, что ранее учреждение признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы имеющиеся в деле доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод об осведомленности работодателя о том, что работники фактически не проходили обязательные периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.
Изложенные в жалобе доводы, касающиеся ссылок на письма государственного органа, получили оценку судебных инстанций в обжалуемых актах, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы жалобы о нарушении условий договора и контрактов со стороны БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова", не опровергают факт допуска ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Воронежа от 30 марта 2021 года и решение судьи Воронежского областного суда от 18 августа 2021 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "416 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения "416 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации Черенкова Ю.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.