Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу врио руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Курской области Тарасовой Е.И. на вступившее в законную силу решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 30 июля 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носова В.А.
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Сеймского округа города Курска от 14 мая 2021 года начальник филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда города Курска от 30 июля 2021 года постановление мирового судьи отменено, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении названного лица прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело мировому судье для рассмотрения, Тарасова Е.И. просит об отмене решения судьи районного суда, считая его незаконным.
Начальник филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носов В.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Носова В.А. дела об административном правонарушении) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства Российской Федерации 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи (подп. "а"); соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "б").
Согласно п.6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 названного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Курской области от 22 марта 2021 года N П46-36/2021 в период с 24 марта 2021 года по 14 апреля 2021 года должностными лицами названного органа в филиале "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России, имеющем лицензию на медицинскую деятельность от 17 апреля 2019 года ФС-46-01-000813, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований.
По результатам проведенной проверки 14 апреля 2021 года составлен акт, в котором указано о том, что в филиале "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России нарушаются лицензионные требования о соблюдении порядков оказания медицинской помощи (подп. "а" п.5 Положения), а именно - в нарушение требований пунктов 11, 27 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, в период с 24 февраля 2020 года по 15 января 2021 года листы назначений лекарственных препаратов ФИО6 оформлялись не по установленной форме, лечение и назначение ему лекарственных препаратов осуществлялось в отсутствие осмотра врача (фельдшера); в медицинской карте названного лица отсутствуют результаты лабораторных исследований за 2019 год; выявлены нарушения стандарта медицинской помощи больным острым бронхитом, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года N 108, при обращении Серегина Е.С. к врачу-терапевту 24 февраля 2020 года и 10 ноября 2020 года.
Также указано том, что в филиале "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России нарушаются лицензионные требования о соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "б" п.5 Положения). Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года N 785н утверждены Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года N 203н - критерии оценки качества медицинской помощи. В ходе проверки представлены карты экспертной оценки на законченный случай лечения ФИО7 от 24 марта 2021 года, ФИО6 от 29 марта 2021 года, протокол заседания врачебной комиссии от 24 марта 2021 года. Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 24 марта 2021 года при оказании медицинской помощи ФИО6 нарушений не выявлено. Вместе с тем, при рассмотрении обращения ФИО6 и проведении проверки проанализирована медицинская документация на его имя, выявлены нарушения его прав в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Однако данные нарушения не нашли отражения в названном протоколе.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом административного органа 16 апреля 2021 года в отношении начальника филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носова В.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения названного лица постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Сеймского округа города Курска от 14 мая 2021 года к административной ответственности по данной норме.
Судья Промышленного районного суда города Курска, рассмотрев жалобу, поданную Носовым В.А. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 30 июля 2021 года постановление мирового судьи отменил с прекращением производства по настоящему делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая данное решение, судья районного суда пришел к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении Носова В.А. протокола об административном правонарушении, имели место в 2019, 2020 и январе 2021 года и на момент вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения названного лица к административной ответственности истек.
Выводы судьи районного суда о том, что на момент рассмотрения дела мировым судьей истек срок давности привлечения Носова В.А. к административной ответственности за нарушение лицензионных требований о соблюдении порядков оказания медицинской помощи (подп. "а" п.5 Положения) сомнений не вызывают.
Вместе с тем, нельзя согласиться с тем, что на момент рассмотрения дела мировым судьей истек срок давности привлечения Носова В.А. к административной ответственности за нарушение лицензионных требований о соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "б" п.5 Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет три месяца.
В данном случае, исходя из времени осуществления медицинской организацией внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, на момент вынесения мировым судьей постановления от 14 мая 2021 года срок давности привлечения Носова В.А. к административной ответственности не истек.
В то же время в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение в Промышленный районный суд города Курска, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 30 июля 2021 года подлежит изменению путем исключения из него выводов о том, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении начальника филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носова В.А. дела об административном правонарушении за нарушения лицензионных требований о соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "б" п.5 Положения), имели место в 2019, 2020 и январе 2021 года и на момент вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения названного лица к административной ответственности за их нарушение истек.
Внесение изменений в названный судебный акт в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 30 июля 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носова В.А. изменить, исключить из него выводы о том, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении начальника филиала "Медицинская часть N4" ФКУЗ МСЧ 46 ФСИН России Носова В.А. дела об административном правонарушении за нарушения лицензионных требований о соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "б" п.5 Положения), имели место в 2019, 2020 и январе 2021 года и на момент вынесения мировым судьей судебного участка N 2 судебного района Сеймского округа города Курска постановления от 14 мая 2021 года срок давности привлечения названного лица к административной ответственности за их нарушение истек.
В остальной части решение судьи Промышленного районного суда города Курска от 30 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу врио руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Курской области Тарасовой Е.И. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.