Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области на решение Московского областного суда от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Лидер Строй" о признании недействующим в части отдельных положений решения Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20 декабря 2019 года N 74/8 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области Архиповой К.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя ООО "Лидер Строй" Максимовой И.Ю, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20 декабря 2019 года N 74/8 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, опубликованные в печатном издании Воскресенской районной газете "Наше слово" от 24 декабря 2019 года N 150 (13167).
ООО "Лидер Строй" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20 декабря 2019 года N 74/8 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области" в части отнесения на картографических материалах земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ООО "Лидер Строй", расположенного по адресу: "данные изъяты"
В обосновании требований Общество указало, что оспариваемым нормативным правовым актом спорный земельный участок переведен из территориальной зоны О-1 (многофункциональной общественно-деловой зоны, режим которой разрешает новое строительство), в территориальную зону Р-1, режим которой накладывает существенные ограничения на использование участка. Отнесение земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности административного истца здание (трансформаторная подстанция), сооружение (подъездная дорога), кабельная линия к территориальной зоне Р-1 не соответствует пункту 2 статьи 7, пунктам 6, 9 статьи 85, пункту 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, частям 5, 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не учтено фактическое использование земельного участка и установленный в едином государственном реестре недвижимости вид его разрешенного использования. При принятии Правил землепользования и застройки не учтены положения статей 3, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки.
Генеральным планом городского поселения Воскресенск, утвержденным решением от ДД.ММ.ГГГГ N, для территории, в пределах которой расположен земельный участок административного истца, установлена функциональная зона О-1 (многофункциональная общественно деловая зона). В силу постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" XVIII-XIX вв." в "данные изъяты" установлен режим использования земель и градостроительный регламент в границах объекта культурного наследия, которые допускают новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию имеющихся объектов на спорном земельном участке. В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия разрешается строительство объектов городской инфраструктуры высотой не выше 24 метров до конька кровли с учетом характера и облика застройки, формирующей архитектурный ансамбль центральной площади города Воскресенска.
Решением Московского областного суда от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части отнесения на картографических материалах земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне Р-1.
В кассационной жалобе, поданной 11 октября 2021 года через Московский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 октября 2021 года, Совет депутатов городского округа Воскресенск Московской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, ненадлежащую оценку доказательств по делу. Указал, что Законом Московской области от 18 апреля 2019 года N 57/209-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Воскресенского муниципального района" муниципальное образование "городское поселение Воскресенск" было упразднено, а следовательно, полагает, что поскольку документы территориального планирования разрабатывались исключительно применительно к территории городского поселения Воскресенск, то и ни утратили свое действие, в том числе генеральный план городского поселения Воскресенск, Ссылка на генеральный план, упраздненного муниципального образования является несостоятельной, так как данного муниципального образования нет, равно как нет и его территории. Административным истцом не предоставлено доказательств нарушения его прав, ограничений в пользовании земельным участком, так как цель, для которой предоставлялся земельный участок, достигнута: на участке возведены объекты недвижимости, права собственности на них зарегистрировано в установленном действующем законодательством порядке. Спорный земельный участок включен в территориальную зону Р-1 с учетом мнения жителей поселения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что нарушен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, закрепленный в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне Р-1 не соответствует функциональному зонированию, определенному генеральным планом, включение земельного участка ООО "Лидер Строй" в территориальную зону Р-1 произведено произвольно, в отсутствие обоснования, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что нарушает права административного истца оспариваемой частью Правил.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Лидер Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "для дополнительного строительства объектов городской инфраструктуры, для иных видов жилой застройки", общей площадью 9800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Право собственности на земельный участок возникло на основании договора от 8 августа 2008 года купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество.
На земельном участке имеются принадлежащие ООО "Лидер Строй" на праве собственности объекты недвижимости: здание (трансформаторная подстанция), назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 83, 8 кв.м, лит. В; сооружение (подъездная дорога), назначение: сооружения транспорта, площадь застройки 1 639, 3 кв.м, лит. П; кабельная линия.
Согласно генеральному плану городского поселения Воскресенск Московской области, утвержденному решением Совета депутатов от 8 декабря 2017 года N, действующим на момент рассмотрения дела, земельный участок, принадлежащий административному истцу, отнесен к функциональной зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона).
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне Р-1 "Зона парков/зона рекреационного назначения".
В силу пункта 3 части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относится и генеральный план городского округа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 1, пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к рекреационной зоне, относятся к земельным участкам общего пользования, которыми может пользоваться неограниченный круг лиц.
Вместе с тем спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для дополнительного строительства объектов городской инфраструктуры, для иных видов жилой застройки", на нем находятся объекты, принадлежащие ООО "Лидер Строй".
Постановлением Правительства Московской области от 24 июля 2014 года N "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" XVIII-XIX вв." в городе Воскресенске городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" земельный участок с кадастровым номером N отнесен к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (частично участок 2, частично участок 6). В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности участка 2 разрешается новое строительство объектов не выше 16 метров с учетом характера и облика застройки; а также реконструкция объектов инженерной инфраструктуры. Нахождение спорного земельного участка в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия допускает строительство объектов с соблюдением установленного режима использования земель.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования муниципального образования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правого режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, а реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов об удовлетворении административных исковых требований. Правовых оснований для отнесения земельного участка, принадлежащего административному истцу к территориальной зоне Р-1 (зона парков), тогда как генеральным планом городского поселения Воскресенск для спорного участка установлена функциональная зона О-1, не имелось, нарушает права административного истца.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.