Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Космынина С.Н. на решение Шатурского городского суда Московской области от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Космынина С.Н. к администрации городского округа Шатура Московской области о признании незаконным бездействие по незаключению (недподписанию) договоров купли - продажи земельных участков, возложении обязанности заключить договоры купли - продажи земельных участков.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Космынин С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации городского округа Шатура Московской области, выразившееся в незаключении (неподписании) направленных 11 мая 2021 года с исправлением описки путем исключения из пунктов 4.1.3, 4.2.1 проектов договоров купли-продажи земельных участков словосочетания "общей долевой"; возложить обязанность заключить (подписать) с Космыниным С.Н. договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
В обоснование заявленных требований указал, что решением суда на администрацию возложена обязанность подготовить и направить административному истцу договоры купли-продажи земельных участков. Администрация направила неподписанные проекты договоров купли-продажи, которые в межведомственную комиссию не направлялись, в связи с чем полагал, что имеет место незаконное бездействие со стороны администрации, выразившееся в неподписании и незаключении договоров.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2021 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 7 октября 2021 года через Шатурский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 26 октября 2021 года, Космынин С.Н. просит отменить судебные акты, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение. Обращает внимание, что предметом спора является бездействие администрации городского округа Шатура Московской области, выразившееся в незаключении (неподписании) направленных 11 мая 2021 года с исправлением описки договоров купли-продажи земельных участков, которые были предметов исследования суда при рассмотрении административного дела N об оспаривании решений администрации об отказе в предоставлении в собственность спорных земельных участков. Не согласен с выводами судов о том, что администрация во исполнение решения суда направила Космынину С.Н. проекты договоров купли-продажи, а административный истец в свою очередь направил согласие на заключение новых договоров, поскольку имеются разногласия по пункту 7.2 условий договоров. Считает, что суд обязан был признать незаконным бездействие администрации и возложить на нее обязанность подписать договоры купли-продажи земельных участков на условиях, которые исследовались судом по ранее рассмотренному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Космынин С.Н. является собственником металлического навеса с кадастровым номером N и арендатором земельных участков с кадастровым номером N площадью 1205 кв.м, местоположением: "адрес" и с кадастровым номером N площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (договоры аренды земельных участков от 04 февраля 2019 года N и от 26 февраля 2019 года N.
На обращения административного истца в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату указанных земельных участков, администрацией было отказано.
Вступившим в законную силу решением Красногорского городского суда Московской области от 25 июля 2019 года по делу N по иску Космынина С.Н. к министерству имущественных отношений Московской области, администрации городского округа Шатура Московской области признаны незаконными:
- решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура Московской области об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1205 кв.м;
- решение министерства имущественных отношений Московской области о согласовании органу местного самоуправления отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N;
- решение комитета об отказе в рассмотрении заявлений Космынина С.Н. от 06 апреля 2019 года о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов, принадлежащих ему на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 1205 кв.м и N, площадью 150 кв.м.
На комитет по управлению имуществом администрации городского округа Шатура Московской области возложена обязанность рассмотреть совместно в установленном законом порядке поданные Космыниным С.Н. заявления от 06 апреля 2019 года и в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда направить Космынину С.Н, министерству имущественных отношений Московской области проекты договоров купли-продажи указанных выше земельных участков.
Администрация городского округа Шатура Московской области, исполняя решение суда от 25 июля 2019 года, направила Космынину С.Н. проекты договоров купли-продажи на арендованные им спорные земельные участки, по которым, в свою очередь, административным истцом направлено предложение об исключении из пунктов 4.1.3, 4.2.1 договоров словосочетание "общей долевой".
18 марта 2020 года решениями администрации городского округа Шатура Московской области Космынину С.Н. отказано в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N N и в подписании договоров купли-продажи на основании сводных заключений министерства имущественных отношений Московской области от 24 января 2020 года N и от 27 октября 2020 года N.
Вступившим в законную силу 18 декабря 2020 года решением Красногорского городского суда Московской области от 17 ноября 2020 года частично удовлетворен административный иск Космынина С.Н. к министерству имущественных отношений, администрации городского округа Шатура Московской области, межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений о признании незаконным решений.
Признаны незаконными решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений об отказе в согласовании проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером N, содержащееся в пункте 196 сводного заключения министерства имущественных отношений Московской области от 24 января 2020 года N и с кадастровым номером N, содержащееся в пункте 39 сводного заключения министерства имущественных отношений Московской области от 27 января 2020 года N, а также решения администрации городского округа Шатура Московской области от 18 марта 2020 года об отказе в предоставлении в собственность Космынину С.Н. названных земельных участков и подписании договоров купли-продажи.
На администрацию городского округа Шатура Московской области возложена обязанность рассмотреть совместно уведомления Космынина С.Н. о намерении заключить договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N, N исправив описки в проектах договоров путем исключения из пунктов 4.1.3, 4.2.1 словосочетания "общей долевой".
В удовлетворении требований к министерству имущественных отношений о признании незаконными решений межведомственной комиссии, содержащихся в пункте 196 сводного заключения от 24 января 2020 года N, пункта 39 сводного заключения от 27 января 2020 года N, возложении обязанности на администрацию городского округа Шатура Московской области заключить (подписать) с Космыниным С.Н. договора купли-продажи земельных участков на условиях, направленных ему 20 января 2020 года и 11 февраля 2020 года проектов договоров купли-продажи отказано.
Во исполнение решения суда от 17 ноября 2020 года администрацией городского округа Шатура Московской области на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области были направлены проекты решений о предоставлении Космынину С.Н. в собственность за плату без проведения торгов арендованных им земельных участков.
15 апреля 2021 года администрация городского округа Шатура Московской области уведомила Космынина С.Н. об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N с учетом сводного заключения министерства имущественных отношений Московской области от 13 апреля 2021 года N пункт 201, поскольку земельный участок расположен в 3 поясе санитарной охраны источников водоснабжения.
20 апреля 2021 года администрация уведомила Космынина С.Н. об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N с учетом сводного заключения министерства имущественных отношений Московской области от 12 апреля 2021 года N пункт 200 и сводного заключения от 16 апреля 2021 года N, которым произведена корректировка пункта 200 сводного заключения от 12 апреля 2021 года N в связи с технической ошибкой, поскольку земельный участок располагается в 3 поясе санитарной охраны источников водоснабжения.
11 мая 2021 года администрация городского округа Шатура Московской области направила в адрес Космынина С.Н. проекты договоров купли-продажи на спорные земельные участки, исправив описки путем исключения из пунктов 4.1.3, 4.2.1 словосочетания "общей долевой".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что незаконного бездействия администрацией городского округа Шатура Московской области по незаключению (неподписанию), направленных Космынину С.Н. 11 мая 2021 года с исключением из пунктов 4.1.3, 4.2.1 проектов договоров купли-продажи земельных участков словосочетания "общей долевой", не допущено. Администрация городского округа Шатура Московской области не обладает самостоятельными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, проекты договоров о предоставлении в собственность Космынину С.Н. земельных участков подготовлены и вместе с пакетом документов направлены в министерство имущественных отношений Московской области на согласование. Поскольку согласование Министерства не получено, администрация в пределах предоставленных полномочий обоснованно отказала Космынину С.Н. в заключение договоров купли - продажи земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района. При реализации полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N, распоряжения от 19 января 2017 года N министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что с учетом норм материального права, изложенных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и позиции административного истца в суде первой инстанции, они не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств. Основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов, не установлены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Космынина С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.