Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области Вещеулова Ю.Н, представителя ГБУ Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" Сычевой О.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" (далее - ООО "СНФ Саратов") обратилось в суд с административным иском, в котором просило восстановить срок на обращение в суд и установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, в трех километрах восточнее с. Александровка, равной его рыночной стоимости в размере 10 374 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 16 161 200 рублей по состоянию на 1 января 2018 года. Указанная кадастровая стоимость является архивной. 28 декабря 2020 года на основании акта государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" N АОКС-64/2020/000245 от 24 декабря 2020 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Оспариваемая кадастровая стоимость в размере 16 161 200 рублей применяется для целей налогообложения с 1 января 2019 года по 28 декабря 2020 года.
Согласно отчету об оценке N 2020/12/1ОКС, составленному ООО "Аваллон", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 10 374 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Установленная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Саратовского областного суда от 9 июня 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 20 000 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 10 374 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года. Указано, что сведения о кадастровой стоимости, установленной данным решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 30 ноября 2020 года. Датой подачи заявления считать 29 января 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2021 года решение Саратовского областного суда от 9 июня 2021 года отменено, производство по административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что поданное ООО "СНФ Саратов" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не подлежало рассмотрению в суде.
В кассационной жалобе, поданной 15 октября 2021 год через Саратовский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 октября 2021 года, ООО "СНФ Саратов" ставит вопрос об отмене апелляционного определения как принятого с нарушением норм материального права. Заявитель в жалобе указывает на то, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, применяется для целей налогообложения в период с 1 января 2019 года по 30 ноября 2020 года, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о необходимости соблюдения внесудебного порядка ее установления противоречит действующему законодательству; Общество имеет право на обращение с административным иском в суд, поскольку затрагиваются его права и законные интересы; на дату обращения с административным иском в суд сохраняется право применения архивной кадастровой стоимости, так как срок уплаты земельного налога не наступил.
В письменных возражениях комитет по управлению имуществом Саратовской области и государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" просят апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке имеются.
Из материалов дела следует, что ООО "СНФ Саратов" является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 20 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р по состоянию на 1 января 2018 года в размере 16 161 200 рублей.
Актом государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" N АОКС-64/2020/000245 от 24 декабря 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 10 998 200 руб.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области от 28 мая 2021 года N 17-11/16709 следует, что земельный участок с кадастровым номером N на 1 января 2018 года имел следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства ремонтно-монтажной базы, площадь 20 000 кв.м. 7 декабря 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования на "объекты производственной деятельности 1 класса опасности по СанПин, относящиеся к нефтехимической промышленности". Земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: по документы - объекты производственной деятельности 1 класса опасности по СанПин, относящиеся к нефтехимической промышленности, по классификатору Росреестра - для размещения промышленных объектов, площадь 20 000 кв.м.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 20218 года, является архивной.
Административный истец, оспаривая кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года, представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "Аваллон" от 7 декабря 2020 года N 2020/12/10КС, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 10 374 000 рублей.
Судом первой инстанции установлена кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 10 374 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по делу, исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке), который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Саратовской области" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости такой датой на территории Саратовской области является 1 января 2021 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с 1 января 2021 года на территории Саратовской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке, а именно во внесудебном порядке установления кадастровой стоимости.
С такими выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (п. 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установления рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2018 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 30 ноября 2020 года, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.
При таких обстоятельствах, основания для прекращения производства по настоящему делу у суда апелляционной инстанции не имелось.
Таким образом, обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2021 года подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.