Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жабанова А.В. на решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Жабанова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Волковой Т.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жабанов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении с 16 февраля 2015 года по 27 октября 2017 года с нарушением минимальных норм жилой площади, несоответствием бытовых условий требованиям гигиены и санитарии, ненадлежащим питанием, материально-бытовым обеспечением; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 000 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Жабанов А.В. осужден приговором "данные изъяты" от 18 декабря 2014 года по "данные изъяты". С 16 февраля 2015 года по 27 октября 2017 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: не были созданы бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены и санитарии; не обеспечено соблюдение нормы жилой площади в расчете на одного осужденного; комната воспитательной работы, бытовая комната, горячая вода отсутствовали; комнаты приема пищи и хранения вещей осужденных имели недостаточную площадь; отсутствовало необходимое количество рукомойников, в туалетах - унитазов (напольных чаш); организация питания в столовой была крайне неудовлетворительная, питание плохое, пища низкого качества; вещевое обеспечение являлось недостаточным, постельное белье, предметы первой необходимости и средства личной гигиены выдавались нерегулярно в минимальном количестве.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Жабанова А.В. в период с 16 февраля 2015 года по 27 октября 2017 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Жабанова А.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2021 года решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года изменено.
Резолютивная часть решения суда в абзацах 2, 3 изложена в следующей редакции:
"Признать незаконными бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Жабанова А.В.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Жабанова А.В. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 130 000 рублей".
В остальной части решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 18 октября 2021 года почтой через Борский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2021 года, Жабанов А.В. просит изменить судебные акты в части размера компенсации и удовлетворить требования в полном размере. Полагает, что размер компенсации не обеспечивает эффективность национального средства правовой защиты, не соотносится с длительностью пребывания в ненадлежащих условиях, является заниженным, необходимо взыскать сумму в размере трех тысяч евро.
Иные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции установилфакты нарушения условий содержания Жабанова А.В. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в частности, необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания, ненадлежащее обеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (умывальники, унитазы), превышение численности осужденных при недостаточной площадью помещения.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации, исходил из практики Европейского суда по правам человека, физических и психологических последствий вследствие нахождения в ненадлежащих условиях и пришел к выводу, что взысканный размер компенсации является заниженным. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с проектировкой и строительством здания учреждения, отсутствие каких-либо последствий для административного истца. Вывод суда первой инстанции относительно периода бездействия является ошибочным, доказательств, подтверждающих, что с февраля 2015 года по июнь 2015 года административным ответчиком было допущено бездействие по обеспечению надлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Из материалов дела следует, что Жабанов А.В. в период с 16 февраля 2015 года по 27 октября 2017 года, отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года на основании статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации Жабанов А.В. освобожден условно-досрочно на 10 месяцев 22 дня.
По прибытии в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределён для проживания в отряд N 6, в котором содержался с 19 февраля 2015 года по 29 октября 2015 года, затем переведен в отряд N 2, в котором содержался с 29 октября 2015 года по 27 октября 2017 года.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
В представлении Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 22 июня 2015 года указано, что в нарушение части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отряде N 6 установленная норма жилой площади на одного осужденного в учреждении не соблюдается, на 1 человека приходится 1, 9 кв.м; осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками; численность осужденных в отряде превышает 100 человек; не соблюдаются нормы материально-бытового обеспечения мебелью; помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно для проживания осужденных. В нарушение части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации санитарно-гигиенические и эпидемиологические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных, выполняются ненадлежащим образом. Помещения в медицинской части имеют дефекты в отделке, что затрудняет проведение текущей и генеральной уборки и не обеспечивают необходимые условия для содержания в них пациентов; требуется проведение капитальных ремонтных работ.
15 июля 2015 года исправительным учреждением направлены сведения об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, из которых следует, что продолжается активная работа по увеличению жилых площадей, ведутся ремонтные работы.
17 июня 2016 года, в период нахождения Жабанова А.В. в отряде N 2 заместителем Нижегородского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление, согласно которому по результатам проведенной проверки установлено на необеспеченность осужденных отряда N 2 по установленной норме рукомойниками, напольными чашами. В нарушение статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктами 6.15, 6.21 СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" дезинфекция столовой посуды проводится с нарушением инструкции применяемого дезинфицирующего средства ("Аминоцид") по концентрации. В нарушение пункта 7.11 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" в помещении мясорыбного цеха в холодильной камере для хранения рыбы не соблюдается товарное соседство: хранится совместно сырая и готовая продукция.
В помещениях стационара филиала "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ-N 52 ФСИН России имеются дефекты в отделке; на продовольственном складе, овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, режим мытья торгового инвентаря (ножи, совки, доски) ручным способом не соблюдается; режим дезинфекции торгового инвентаря не проводится, моечные ванны для мытья торгового инвентаря отсутствуют, инструктивный материал применяемых средств для мытья и дезинфекции торгового инвентаря отсутствует; хранение круп осуществляется в не оборудованном складском помещении с отсутствием полового покрытия (засыпной), под подтоварниками много рассыпанного зерна и крупы, нет условий для проведения качественной уборки.
27 февраля 2017 года заместителем Нижегородского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление, из которого следует, что установленные нормы материально-бытового обеспечения не выполняются, в частности, отряд N 2 не обеспечен в надлежащем количестве рукомойниками (на 154 человека имеется лишь 10 унитазов и 9 рукомойников); не соблюдаются требования санитарии при приготовлении пищи для осужденных; помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению.
15 мая 2017 года, в период нахождения Жабанова А.В. в отряде N 2 исполняющим обязанности Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление, согласно которому установлено, что численность осужденных в отряде N 2 превышает 100 человек, на 147 осужденных имеется лишь 9 рукомойников.
Руководством ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по итогам проведенных проверок вынесены приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
В пункте 42 Правил установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Жабанова А.В, выразившихся в необеспечении минимальной площади жилого помещения при превышении численности осужденных, необходимого по норме количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, умывальники), в постоянном отсутствии личного пространства.
Определяя размер компенсации, апелляционная инстанция учитывала длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, соизмеримость с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека в сопоставимых обстоятельствах, приближенность к суммам, которые предлагают власти России в схожих обстоятельствах в рамках односторонней декларации.
Утверждения Жабанова А.В. в кассационной жалобе о занижении размера компенсации не свидетельствуют о наличии оснований для изменения судебных актов. При определении размера компенсации судом учтены данные о личности осужденного, обстоятельства и длительность нарушений, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является заниженным, несоответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жабанова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.